Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru
 

Юрий Харазьян

quotes
«Главное правило — получать удовольствие от жизни и от регаты. Конечно, мы стремимся быть первыми, но не рвемся на пьедестал любой ценой. Насладиться атмосферой, регатой и друг другом — вот что по-настоящему важно».
Спецпроект Кабестана: Faces & Races. Записала: Алена Лисецкая

Раньше я не знал, чем занять себя летом: я люблю горные лыжи, а какие лыжи в июле? Но в 2004-м мне кто-то рассказал, что в несезон горнолыжники отдыхают на яхтах, и с тех пор я хожу под парусом круглый год.

Вместо того, чтобы записаться в команду и попробовать, я сразу пошел получать шкиперскую лицензию. Три месяца по вечерам учил теорию, а потом поехал на двухнедельную практику в Грецию. На этой практике было все: мы сели на мель через три часа после выхода из марины (это меня несколько удивило), попали в шторм, прятались в гавани от ветра сильнее восьми баллов.

Мы прониклись парусом и уже через две недели спорили с сокурсниками, можем ли сразу после школы сами взять лодку и выйти в море. Решили, что можем, и арендовали яхту в Хорватии. Ну, представляете: четыре капитана-перворазника общим разумом преодолевают первый чартер.

Это был хороший опыт, что делать в ахтунговой ситуации. В Хорватии нас занесло в небезызвестную марину Трогира, узкую и с сильным течением. Мы навалились на соседнюю яхту, было много суеты, но, к моему удивлению, отделались парой царапин на борту и лодку не потопили.

Стоит ли арендовать яхту сразу после шкиперских курсов? Если человек чувствует в себе силы и осознает ответственность за людей на борту, то стоит.

На первую регату я попал, не имея никакого гоночного опыта. Был 2009 год, мне предложили сходить на «Хайникен» на Карибах, и я согласился, решив, что мы будем просто следовать за другими яхтами, прогуливаться рядом с регатой. Я, конечно, прочитал правила парусных гонок, но совершенно не понимал, что происходит.

Первый старт мы преодолели минут через десять после сигнала «Старт открыт». Я знал правила, но все равно сторонился всех лодок — на всякий случай. Мы финишировали в каждой гонке, попали во все протоколы и даже заняли предпоследнее место, чем были страшно довольны.

С регатой «Кабестан» я впервые встретился в Греции в конце двухтысячных. Мы тогда еще не гонялись, а лишь издалека смотрели на все это веселье и вакханалию. Помню, как я тогда подумал: «Здорово! Однажды стоит сходить». В 2014-м я пошел в первый раз, в 2015-м — во второй, а сейчас иду в третий, в дивизионе First 45. Экипаж выбрал серьезные гонки. Они хотят рубилово — они его получат.

На «Кабестане» люди самые разные, очень интересные, разных профессий, из разных мест. Важен ведь не только спортивный, но и интеллектуальный уровень.

Мне нравятся люди, которые участвуют в регате. Важен ведь не только спортивный, но и интеллектуальный уровень. Хорошо гоняться с олимпийскими чемпионами и учиться у профессионалов. Но на берегу с ними не поговоришь ни о чем, кроме парусного спорта. А на «Кабестане» люди самые разные, очень интересные, разных профессий, из разных мест, с широким кругозором. На мой взгляд, это самая интеллектуальная из всех русских регат.

Из всех акваторий я больше всего люблю Тайланд, особенно регату Phuket King’s Cup. На берегу интересно и гонки хорошие: нестабильные ветра, приливные-отливные течения, сильные соперники, прекрасная атмосфера на берегу.

Я борюсь с людьми, которые в гонке мечутся и стараются помогать всем вокруг. Пианист замешкался — и вот даже баковый прибежал, чтобы показать ему нужный стопор. Так не годится: у каждого есть своя зона ответственности, он за нее отвечает. Если ты бросил свою работу и прибежал к товарищу, значит, сейчас возникнет проблема на твоем участке, а там никого нет. Да и выполнять работу за товарища нехорошо, ему ведь тоже надо учиться, пусть и на своих ошибках.

Капитан ответствен за лодку и жизнь экипажа, но мне также важно, чтобы люди получали удовольствие и приходили под парус снова и снова.

Как-то я всю финишную лавировку командовал: «Кастрюля к повороту!» Такое дело: дождливый день, мы всю дистанцию идем полным курсом. Не качает, но сыро и зябко. Девочки сидят внизу, мальчики самоотверженно тримят паруса и вытягивают нас с третьего места на первое.

Мы огибаем последний знак, в корму дышит Юра Фадеев, и я понимаю, что нам до самого конца придется контролировать сильных соперников. Командую: «К повороту!» И тут снизу доносится робко: «Юра, а с кастрюлей что делать?..»

Выясняется, что девочки к финишу готовят горячий куриный суп. Кричу: «Всем разбежаться от кастрюли! Готовы? Поворот!» И снова: «Кастрюля к повороту готова? Поворот!» И опять: «Все отошли от кастрюли? Поворот»! Так я и командовал до самого финиша раз двадцать: «Приготовить кастрюлю к повороту!»

Важно оставлять право на ошибку, не заставлять и критиковать, даже в пылу азарта гонки, а учить и вдохновлять, тогда люди получат удовольствие и вернутся снова.

Слово «ответственность» я понимаю широко. Конечно, капитан ответственен за лодку и экипаж. Но мне также важно, чтобы люди не просто оставались живыми и здоровыми, но получали удовольствие и приходили под парус снова и снова.

Главное правило — получать удовольствие от жизни и от регаты. Мы выработали его на одной из первых гонок. Конечно, мы стремимся быть первыми, но не рвемся на пьедестал любой ценой. Насладиться атмосферой, регатой, адреналином и друг другом — вот что по-настоящему важно.

Каждый шкипер должен понимать: люди приехали отдохнуть! Это не военный флот и не Чемпионат мира. На борту твои друзья, партнеры или клиенты, но не матросы, обязанные беспрекословно подчиняться. Шкипер — такой же член команды, просто чуть более опытный. Важно оставлять право на ошибку, не заставлять и критиковать, даже в пылу азарта гонки, а учить и вдохновлять, чтобы людям было интересно, чтобы сложилась команда, тогда они получат удовольствие от отпуска и вернутся снова.

Универсальный совет всех мореплавателей такой: не переоценивайте свои силы, но и не бойтесь новых шагов и новых вызовов.

Почитайте судовой дневник Юрия Лисянского, капитана «Невы», который вместе с Крузенштерном совершил первое русское кругосветное плавание. Очень поучительно. К тому же все знают Крузенштерна, но мало кто помнит Лисянского. А он описывает много интересного: про быт на корабле, про русскую Аляску, Полинезию, Китай и многое другое.

Если бы я мог пойти на яхте куда угодно, то отправился бы в кругосветное путешествие по следам капитана Гранта на большой и красивой лодке Oyster. Хотя нет, «если бы» — неправильное выражение. 37-я параллель — это детская мечта, а я привык, что мои мечты сбываются.

Однажды я чуть не потерял свою лодку. Пришвартовал ее на буйке около берега, а сам уехал ночевать в отель. Проснулся от звонка в номер: «Уважаемый капитан, ваша яхта на берегу». Бежал и представлял, как моя лодка лежит на боку на пляже… Но мне повезло: яхта была в море, но очень близко к берегу. Сорвало ее на рассвете с буйка. Я доплыл на тузике, забрался на борт, убедился, что начинается прилив, включил двигатель и через четверть часа сполз с мели. С лодкой ничего не случилось, но это было чистое везение: ветер прижимной, начало прилива, берег песчаный. С тех пор я больше доверяю собственному якорю, чем буйкам, и умнее выбираю места для стоянки.

Зачем рассказывать про свои победы? У меня не такой большой гоночный стаж, и вокруг есть люди куда более заслуженные. Я просто учусь, гоняюсь лучше с каждым годом и каждым стартом, и получаю от этого огромное удовольствие. Главные победы — впереди!

Все материалы, опубликованные на этом сайте, являются собственностью яхтенной компании “Кабестан”. Пожалуйста, не копируйте текст без разрешения. Если вы хотите использовать какие-либо материалы, пожалуйста, свяжитесь с нами — info@kabestan.ru

21–я регата Кабестан – Хорватия 2017

 

Крупнейшая российская регата: драйв, брызги, парус, адреналин — это все наши майские праздники!
За 13 лет более 6000 человек доверили нам свои отпуска и не пожалели.

Узнай подробности!


Comments system Cackle

Shares