Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru

Yacht Russia — май 2013

Сумбурное это время, если честно, начало сезона. Я вообще не представляю, как мы все ежегодно спускаемся на воду и даже умудряемся участвовать в гонках, когда список того, что надо сделать, растет в геометрической прогрессии, и каждый год появляются неизведанные ранее дилеммы, скажу я вам!

Заказали мы новый грот на одну из наших гоночных яхт. Черный кевлар, технора, слой тафеты, супермегакрасота, деморализация соперников посредством демонстрации нового грота — налицо, первая гонка сезона расставила все точки над “i” (а нас оставила на том же месте, где мы и были со старым парусом!). Но не суть.

Суперрадостное событие былo немного омрачено неожиданными мыслями,на тему ползунов и ликтросов. Делюсь я своей дилеммой с вами, уверен, что вы умное что-то подскажете! Площадь паруса у нас осталась прежней, но новый грот — на ликтросе. А старый был на ползунах. Знающие люди уже наверняка кивают головой и знающе ухмыляются! Если грот на ползунах, то между передней шкаториной и ликпазом на мачте зазор сантиметров пять. Если грот на ликтросе, то зазора нет, но, грубо говоря, весь парус сдвигается вперед (меняются замеры P и E). Сантиметров на пять. Оставляя в покое вопрос о влиянии изменений в P/E на гандикап IRC, рождается моя дилемма. Хорошо это, что зазора больше нет, или плохо? Хорошо, что ликтрос, или нет? Может, ползуны назад вернуть? Учитывая гоночные бюджеты и цены на кевлар, такие эксперименты обычно дорогое удовольствие, или, во всяком случае, сказываются на окончательных результатах сезона. А-а-а-а, что делать!

Начало сезона вообще страшная головная боль, время огромного количества заявок и анкет. На все гонки сезона надо заявляться практически одновременно, а у нас их от Англии до Кариб через Мальту и Атлантику. У всех свои заявки, требования, пожелания. Кубометры гигабайтов заполнены параметрами под сертификаты IRC, например, а тут еще выясняется, что на Карибах с ним никуда-никуда, там свои обмеры (CSA). Я тоже не знал, не вы одни, не волнуйтесь. Или же изменения стандартных поляр под стартовую процедуру, сертификаты безопасности на офшорные и океанские регионы, 1-километровые мезомасштабные модели GRIB для рутинговых алгоритмов… А тут еще пять сантиметров сдвига на гроте. В общем, собрав все серийные номера наших спасжилетов и спасплотов, огнетушителей и ракетниц, отправив десятки анкет с приложениями сертификатов, фотографий и замеров и тем самым завершив стандартную процедуру открытия сезона, знакомую любому гоночному клошару, я все-таки решил добить тему ликтроса.

Переворошив интернеты всех стран, я даже прочитал труд одного яхтеннопродвинутого студента, который посвятил свой диплом обтекаемости и “твисту”. Завораживающее чтиво, скажу я вам, но мне легче не стало! В общем, теории две. Если ползуны, то бакштаг часто не актуален, так как изгиб мачты не пропорционален результативному растяжению паруса в верхних 2/3 грота (так как растягиваются ползуны, а не грот). Если ликтрос, то с бакштагом все суперотлично, но нет зазора. Насчет зазора — теории так же две. Первая — что зазор всасывает турбулентный поток воздуха у мачты, не давая ему компрометировать поток ближе к задней шкаторине, и это отлично. Вторая теория, что зазор — это зло из адского ада и самая главная часть начала обтекаемости как раз там, где зазора никакого быть не должно. Обе теории подкреплены исследованиями в ветровом тоннеле и вообще подписаны если не докторами ядерной физики, то во всяком случае сейлмейкерами Америка’с Капов, Экстримов 40, Вольво Оушенов и другими официальными лицами. Кошмар. Дискуссии за пивом, в Коузе, тоже ни к чему не привели, половина собеседников в основном гоночного формата клянется, что без ликтроса на гроте яхта не яхта, а вторая половина, не менее гоночного формата, говорит что “нет, нет, нет, да и не дай бог ликтрос из ликпаза выскочит, а он выскочит, и 30 узлов, и волна, и вообще катастрофа”. И это мы еще не дошли до зазора.

Так что, дамы и господа, как вы поняли, вопрос не из простых. Но я решил решить (sic!) вопрос традиционно, не изобретая велосипед. Головная боль должна распространяться на всех профессионалов данной боли, поэтому я написал всем (теперь уже) заинтересованным лицам. Сейлмейкеру, IRC, CSA, ISAF, риггеру, сюрвееру, тактику, Бену Эйнсли (ответа пока нет), нашему экипажу на Fastnet и всем читателям Yacht Russia. Глобально мы найдем решение. Я пока склоняюсь к ликтросу, но думаю, первая пара гонок даст пищу для размышлений и новую информацию.

А пока что с чувством выполненного долга мы снова на воде, тренируемся, пытаясь все-таки понять, как всех обогнать, раз и на всегда, во всех гонках планеты. Новый ликтрос потравлено ухмыляется с высоты мачты, а бакштаг, уменьшая пузо там, где ползуны умыли руки, по-моему, не особо верит в своих новых владельцев. Но мы ему покажем!

Юрий Фадеев, яхтенная компания ‘Кабестан’

Shares