Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru

Yacht Russia — июль 2013

Кто сказал костюмчик не снимать? Кто сказал костюмчик не снимать? Это одно из моих самых ранних воспоминаний, года в 4, когда моя любимая тетя разрешила мне потрогать воду в фонтанчике в жаркий летний день. “Хочу снять костюмчик”, — сказал я. “Да нет, не надо”, — сказала она. У меня были сомнения на этот счет, и, довольно предсказуемо, я подскользнулся и улетел в воду во всем обмундировании среднестатистического четырехлетнего мальчика. Поездка в троллейбусе домой стала для тети адом, я без остановки, всю дорогу и со вселенской горечью в голосе, выжимая вывернутые кармашки, задавал риторический вопрос: “Кто сказал костюмчик не снимать? Кто сказал костюмчик не снимать?”

В принципе, с тех пор ничего не изменилось. Я — страшный зануда на яхте, причем абсолютно сознательно. У каждого капитана есть выбор, который на ранней стадии предрешает его шкиперский стиль, с точки зрения взаимоотношений с командой. И изменить ничего невозможно, не пытайтесь, можно просто отточить этот стиль до высшего пилотажа. Мне посчастливилось ходить и поддерживать знакомство со множеством капитанов, от профессиональных до любительских, а за счет преподавания в школе и начинающих. Довелось ходить в сильных гоночных экипажах, полугоночных экипажах, типа-гоночных, крузерных, полукрузерных, а также в экипажах, где царит такая анархия и бардак, что они сами не знают, на какой они акватории, не говоря уже о том, зачем они там. Опыт, в принципе, разносторонний, но вырисовывается несколько абсолютно четких линий поведения шкипера, причем не особо зависящих от задачи.

Несколько самых жестких шкиперов, с которыми мне довелось ходить, однозначно обитают в сугубо крузерном мире. Несколько самых расслабленных — в гоночном, что может показаться странным на первый взгляд. Но цель у них одна. Как мотивировать экипаж, как сделать так, чтобы команды выполнялись с энтузиазмом и быстро, как сделать так, чтобы сидящий без дела матрос сидел на наветренном борту, свесив ноги, а не прохлаждался в кокпите. И спал всегда на наветренном борту, чувствуя поворот и тут же радостно перелезая на новую наветренную койку? Можно орать. Работает, однозначно. Не всегда, но работает. Большинство капитанов, особенно начинающих, выбирают этот путь, больше от неуверенности. Можно добавить нецензурных выражений для пущей убедительности. И вас часто будут слушаться. Правда, если это платный экипаж, да еще на учебе, например, то ваше начинание проживет недолго. Но имеет право на жизнь, кому-то нравится.

Или же можно не обращать внимания на “косяки” после первых нескольких комментариев по делу, а потом обвинить экипаж в отвратительном результате. И это имеет право на жизнь, если экипаж не откренивает и не работает массой на результат, например, — в призах нормальных регат вы не будете. Можно также по любому поводу класть лодку в дрейф и созывать собрание (и это тоже имеет право на жизнь), где провинившийся получает публичные упреки и обещает исправиться. Можно испепеляюще (и обязательно с выпученными глазами и подрагивающим веком) таращиться на нашкодившего матроса, он или она сам все поймет. Эта технология, кстати, иногда крайне успешна. Главное не мельтешить и не суетиться, иначе любой подход абсолютно бесполезен в долгосрочной перспективе.

И, конечно же, можно занудствовать! Это, как вы поняли, моя методика. Постоянные тренировки экипажа — при любой возможности, никакого крика и занудство, занудство, занудство. Мой экипаж на “Фастнете”, после четырех предварительных гонок уже все просек и делает все супер-быстро и качественно, так как ужас того, что я полвахты буду им капать на мозги и занудствовать о том, что они уже миллион раз слышали, вводит их в праведный ужас. Страх шкиперского занудства вместе с тренировками, делает из них довольно качественных гонщиков. И, по-моему, даже немного занудных, Это в свою очередь дает мне возможность засыпать после вахты под размеренное и положительно занудное: трим–стоп, трим-стоп, трииииим-стоп. С чистой совестью и чувством выполненного долга. Чего и вам желаю!

Юрий Фадеев, яхтенная компания ‘Кабестан’

Shares