ВНИМАНИЕ. КОПИРОВАТЬ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ НА СВОЙ САЙТ – ЗАПРЕЩЕНО, БЕЗ СОГЛАСИЯ АВТОРА. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ РАЗМЕСТИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ НА СВОЕМ САЙТЕ, ПИШИТЕ НА info@kabestan.co.uk.
Серия мастер-классов Юрия Фадеева вышла в 2011-2012 годах в журнале Yacht Russia.
Шпринги позволяют отвести нос или корму от понтона и безопасно маневрировать в сильный ветер и/или течение в ограниченном пространстве, а так же развернуться без движения вдоль понтона. Шпрингование так же полезно если яхту нужно развернуть не у понтона, а уже в движении, смотрите ‘В поворот с ручника!’
Классическая стоянка у понтона
![]() |
![]() |
- 1 – Носовой швартов;
- 2 – Кормовой швартов;
- 3 – Носовой шпринг;
- 4 – Кормовой шпринг;
- 5 – Носовой прижимной швартов;
- 6 – Кормовой прижимной швартов
- 1 – Bow line;
- 2 – Stern line;
- 3 – Bow spring;
- 4 – Stern spring;
- 5 – Bow breast line;
- 6 – Stern breast line
На практике, не всегда есть возможность завести все 6 концов, поэтому чаще всего наблюдается гибрид концов 1 и 5, а так же 2 и 6, так что для этого мастер-класса забываем о 5 и 6, принцип шпрингования от этого не меняется.
Общие правила подхода и отхода
- Всегда используйте шпринги, если есть возможность
- Отходите и подходите всегда против течения. Давление на рулевое перо сильнее, яхта более управляемая при меньших скоростях. Всячески избегайте подход к понтону по течению или по сильному ветру.
- Если присутствует сильный ветер перпендикулярно понтону, выбирайте подветренную сторону понтона. Если вдоль, подходите против ветра.
- Ветер всегда гораздо сильнее отводит нос яхты, а течение – корму.
Отход носом
![]() |
![]() |
- Завести носовой швартов “серьгой”.
- Завести кормовой шпринг “серьгой”
- Убрать носовой шпринг
- Убрать кормовой швартов
- Поверните штурвал немного от понтона.
- Дать задний ход (обычно малый назад более чем достаточен)
- По мере отвода носа от понтона потравливать носовой конец
- Когда нос яхты достаточно отошел от понтона, отдать носовой конец, дать малый вперед и после этого отдать кормовой шпринг. Увеличить обороты учитывая силу ветра и течения. Помните, чем дальше вы отодвините нос от понтона, тем легче будет отходить. 70-80 градусов от понтона – идеально, можно и больше.
Отход кормой
![]() |
![]() |
- Завести кормовой швартов “серьгой”
- Завести носовой шпринг “серьгой”
- Убрать носовой конец
- Убрать кормовой шпринг
- Поверните штурвал немного в сторону понтона
- Дайте передний ход (обычно малый вперед более чем достаточно)
- По мере отхода кормы от понтона, потравливайте кормовой швартов
- Когда корма достаточна отошла от понтона, отдайте кормовой швартов, дайте средний задний ход и после этого отдайте носовой шпринг. Уменьшайте обороты после того как яхта стала управляемой
- Обязательно обе руки на штурвале при заднем ходе!
В поворот с ручника!
![]() |
![]() |
Очень полезный принцип, если места очень мало, ветер сильный а выходить надо. Например: яхта стоит кормой к причалу,
по бокам другие яхты/понтоны и дует сильный ветер со стороны выхода. Возможности встать по ветру и выйти кормой нет. Что делать?
- Заведите длинный швартов “серьгой” с носа вашей яхты на утку соседней яхты, с наветренной стороны
- Начинайте отходить (по энергичнее, если ветер сильный), стравливая швартов заведенный в 1)
- В желаемой точке поворота, придержите носовой швартов, что бы он натянулся. Яхта начнет резко разворачиваться
- После того как яхта развернулась, отдавайте носовой швартов и продолжайте движение в нужном направлении.
Так же, справа еще один пример ‘ручника’. Удачи!
Тренировка
Лучше всего отрабатывать отход носом и кормой в ветер, навальный или отжимной, желательно с небольшим течением.
Течение и ветер можно очень часто использовать вместо или в помощь двигателю.
Так же, поработайте со штурвалом, при отводе носа или кормы, результаты вас приятно удивят. Отдавать швартов и
шпринг каждый раз необязательно, просто потренируйтесь контролируемо поворачивать яхту, нагружая соответствующие
шпринги задним или передним ходом.