Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru

Вопросы по курсу радио оператора

Вопросы по курсу радио оператора

Студенты курса RYA VHF DSC нам часто задают вопросы. Мы на них всегда с удовольствием отвечаем, а так как эта информация может быть полезна и вам, то приводим некоторые вопросы прошлой недели.

ДОРОГИЕ КОПИПАСТЕРЫ. ВЕСЬ ТЕКСТ И ФОТОГРАФИИ В ЭТОЙ СТАТЬЕ ПРИНАДЛЕЖАТ КАБЕСТАНУ. ПОЖАЛУЙСТА, НЕ КОПИРУЙТЕ ЭТОТ ТЕКСТ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ.

Подписаться на рассылку наших новостей можно: здесь. Если вам интересно, расскажите друзьям.

  

Вопрос #1. Кто может подать сигнал бедствия?

С точки зрения того, что написано в handbook – либо шкипер, либо человек, отвечающий за судно. Т.е. получается, пока шкипер “дееспособен”, только он может принять решение о том, что подавать сигнал бедствия или нет? Я правильно понял?

ОТВЕЧАЕМ!

1. Да, шкипер несет полную ответственность за судно, людей на нем и все, что с ними происходит. Если шкипер дееспособен, то только он может оценить, является ли случившаяся ситуация ситуацией бедствия и следует ли подавать сигнал бедствия. При этом отправить сигнал бедствия может любой человек, назначенный шкипером. Но отдать приказ — только он. Иначе начнется галдеж и демократия, бедствие это или нет, а в критической ситуации это недопустимо.

Если шкипер не дееспособен (упал без сознания) или не на судне (выпал за борт), то решение о сигнале бедствия принимает человек, назначенный на это шкипером — как правило, старпом или следующий за шкипером по опыту человек на судне.

  

Вопрос #2. Правильно ли я понял – что при любом случае MOB, мы подаем сигнал бедствия?

Или же нужны еще дополнительные условия – плохая погода и т.п.? В учебнике написано, что любой MOB – это аварийная ситуация. Так?

ОТВЕЧАЕМ!

Да, любой МОВ — это ситуация бедствия. Раньше предлагалось оценить, насколько она бедственная: условно, если человек выпал в жилете в штиль в теплом Адриатическом море, наверное, он и сам заберется на лодку. Но сейчас эта позиция сменилась и стала жестче.

Любой МОВ — это Mayday, потому что с лодки вы не можете оценить, что произошло с человеком в процессе падения и в воде. А вдруг он ударился затылком об острый угол? У него холодный шок? Сердечный приступ? Вы же не знаете, отчего он упал. Вдруг вы не сможете вернуть его на лодку с первого раза, и он переохладится?

Лучше как можно раньше оповестить береговую охрану, что у вас есть проблема, связанная с человеческой жизнью. Высылать к вам вертолет или нет — они сами решат, они профессионалы. Но ваша дело — предупредить их о проблеме и следовать указаниям. Лучше подать Mayday и потом сказать, что вы сами справились и пострадавший невредим, чем 15 минут пытаться его выловить из воды и оповещать береговую охрану только после того, как он потерял сознание.

  

Вопрос #3. Engine failure, сбой двигателя

В предварительном тесте есть пара похожих вопросов, оба про моторную яхту, только в одном случае “engine failure”, а в другом “total engine failure”, все это рядом с подветренным берегом (lee shore). Правильно ли я понимаю, что первая ситуация, т.е. “engine failure”, это НЕ бедствие, а вторая, где “общий сбой двигателя” – это бедствие, и нужно подавать сигнал?

ОТВЕЧАЕМ!

В обоих вопросах про моторную яхту это ситуация бедствия. Она определяется не степенью поломанности двигателя, а опасностью для судна и экипажа. Mayday — это grave and imminent danger to life, ship or aircraft, requiring immediate assistance. В обоих случаях яхту сносит на скалы, и эта опасность grave, imminent, относится к судну и требует немедленных действий. По каким причинам требуются эти действия, уже вторично. Условно, импеллер у вас сломался при engine failure или двигатель задымил при total engine failure. Но обе ситуации — Mayday.

Я понимаю ваше сомнение: там в вопросе три пункта, один из них точно смотрится как Distress (про взрыв на соседнем судне), и есть соблазн сказать, что моторная лодка у скал — Urgency. Но если бы я была на этой моторной лодке, я бы подавала Distress :)

  

Вопрос #4. Правильно ли я понимаю, что mayday передаётся только в случае аварийной ситуации на передающей лодке?

Т.е. если рядом с какой-нибудь лодкой, пусть даже в сотне метров, тонет другая яхта/самолет/что-нибудь еще, то эта лодка должна передавать только mayday relay, верно? Хотя, с другой стороны, если ты рядом, не будет ли правильнее передать distress, чтобы у спасателей были в цифровом виде координаты того места, где случилась аварийная ситуация?

ОТВЕЧАЕМ!

Почему вы не можете транслировать Mayday за другое судно, а должны его только РЕтранслировать.
Потому что если другое судно все-таки успело подать Mayday, а ты тут еще вы врываетесь в эфир со своим, то у береговой службы появляются _два_ _разных_ судна, терпящих бедствие. Пока они поймут, что речь идет об одном и том же инциденте, уйдет драгоценное время — возможно, критичное для пострадавшего.

Поэтому существует процедура Mayday Relay, которая дает понять, что вы подаете сигнал бедствия, но не за себя, а за другого. Его можно подавать в двух случаях:

— When the station in a distress situation is capable of sending Mayday, but it does not reach SAR authorities and you relay it to them: if a distress vessel uses an emergency antenna or hand-held radio, or ship’s radio is on low power, or it is just out of radio range.

— When the station is not capable of sending a Mayday, but is definitely in a Mayday situation: a person strained by tide, person repeatedly raising and lowering hands, vessel suffering a catastrophic explosion, aircraft entering water, etc.

Таким образом вы даете остальным судам понять, что мы именно РЕтранслируете чужой сигнал бедствия, а не передаете новый, свой. Это частая ошибка: получив чужой Distress, люди тоже хотят отправить Distress, ведь речь идет о судне, терпящем бедствие. Но это не ваше судно и не ваш Distress.

  

Вопрос #5. Правильно ли я понял, что, если на судне…

кто-либо из экипажа получил травму, которая, с точки зрения шкипера/ответственного за судно опасна для жизни пострадавшего, то шкипер может подать сигнал бедствия, т.е. mayday? И это будет правильно/допустимо?

ОТВЕЧАЕМ!

Да, если кто-то на судне получил травму и шкиперу кажется, что она представляет опасность для жизни, это совершенно точно Mayday. Это может быть что угодно: человека ударило гиком по голове, он неожиданно корчится от боли в боку, он упал, он обварился кипятком и потерял сознание — что угодно, что ставит его жизнь под угрозу, является ситуацией бедствия. Подавать Mayday в таком случае правильно и нормально.

Если ситуация связана со здоровьем, но не связана с жизнью, например, человек обварил палец и вы не знаете, что делать, ему больно, но он явно не умрет, то нужно подавать Pan-pan или DSC Urgency Alert. После этого береговая охрана может связать вас по радиосвязи с врачом или организует на берегу скорую помощь, которая встретит вашу яхту и примет пострадавшего. Или будет следить за ситуацией и вышлет помощь, когда она перерастет в Mayday.

Если у вас есть травмированный/заболевший член экипажа, дело серьезное и вы не можете оценить, Pan-Pan это или Mayday, подавайте Mayday. Логика та же, что и во 2 ответе: лучше понизить приоритет сигнала, чем потерять драгоценное время.

  

Вопрос #6. Вы не подскажите где на сайте RYA можно найти примеры реальных переговоров?

Примеры базовых радиопереговоров есть в онлайн-курсе. Насколько я знаю, у RYA нет официальных записей, которые можно прослушать на сайте как примеры. И у меня под рукой, к сожалению, ничего путного нет.

Если вы хотите посмотреть именно примеры использования рации в реальной жизни, наберите в YouTube “VHF calls” или “VHF communications example”. По ним выпадают архивные записи береговой охраны Великобритании и США и видео разных инструкторов. Они не официальные, но представление вы получите.

Ну и, конечно, английская классика: Shipping Forecast, или BBC Radio 4 Marine Weather Forecast, особенно длинные трансляции в 00:48: http://www.bbc.co.uk/programmes/b006qfvv/episodes/player

Очень рекомендую :)  https://en.wikipedia.org/wiki/Shipping_Forecast

Надеюсь, это интересно и понятно. Спрашивайте еще!

На вопросы отвечала инструктор RYA Алена Лисецкая. Записаться на курс радио оператора RYA VHF DSC вы можете вот здесь: Онлайн-курс RYA VHF
Shares