Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru

Поворот Фордевинд под Спинакером. Часть 2.

Поворот Фордевинд под Спинакером. Часть 2.

ДОРОГИЕ КОПИПАСТЕРЫ. ВЕСЬ ТЕКСТ И ФОТОГРАФИИ В ЭТОЙ СТАТЬЕ ПРИНАДЛЕЖАТ КАБЕСТАНУ. ПОЖАЛУЙСТА, НЕ КОПИРУЙТЕ ЭТОТ ТЕКСТ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ.

Серия статей инструкторов Гоночной Школы Кабестан. Расписание курсов Гоночный Ликбез.


Подписаться на рассылку наших новостей можно: здесь. Если вам интересно, расскажите друзьям.

Как сделать так, что бы так не получилось!

Продолжим наши игры

Как вы помните, поворот через фордевинд разбит на 3 части.

Часть 2. Поворот.

КОНТРОЛЬНОЕ ВРЕМЯ – 7 (семь) секунд.

Основная задача этой части – непосредственно сам поворот. Если в подготовительной части все сделано правильно, то эта часть относительно проста!  

Итак, на чем мы остановились. После исполнения первой части, подготовительной, у нас должна наблюдаться следующая картина:

  • Рулевой ведет яхту максимально полно для данного ветра, при этом не теряя давления на спинакер.
  • Человек на гроте добрал гика-шкот до бакштага и держится за гика-шкот руками.
  • Рея вынесена на ветер и оттяжка реи добрана и зафиксирована.
  • Наветренный и подветренный брасы заведены и готовы.
  • Наветренный и подветренный шкоты заведены, выбраны руками до упора и готовы.
  • Мачтовый у мачты, готов, держит в руках веревочку и преданно смотрит на клюв реи, который эта веревочка откроет
  • Баковый замер на баке, преданно смотрит на рею, которая сейчас отстрелит брас и начнет приближаться к голове бакового.

Капитан

Последствия любого кипиша со стороны капитана неизбежно катастрофические, поэтому перед тем как давать команду на поворот, капитан должен точно удостовериться, что он:

  1. Услышал ‘ГОТОВ’ от всех задействованных членов экипажа. Пинайте экипаж на тему обратной связи, а то они обычно любят буркнуть что-нибудь непонятное, а ты гадай, готовы они или нет!
  2. ЛИЧНО посмотрел глазами, что все более или менее выглядит как должно выглядеть.

Необязательно идти на бак и выносить мозг баковому внезапными проверками, или же, спрашивать в очередной раз шкотового, помнит ли он, что надо добрать после отстрела (см. ниже). Все равно не поможет. Но посмотреть обязательно надо. Основные моменты, которые должен проконтролировать капитан, визуально:

  1. Шкоты/брасы/топенант заложены на лебедку по часовой стрелке. Хехе, вы смеетесь, а зря. “ПО ЧАСОВОЙ!!!” – самый распространенный упрек одного члена экипажа к другому. Узнали себя? Если нет, то вы гоняетесь на макси-тримаранах, там есть лебедки которые надо закладывать против часовой стрелки. Но там, скорее всего, на вас будут сетовать ‘ПРОТИВ ЧАСОВОЙ’. Нет в жизни счастья.
  2. Шкоты/брасы/топенант заведены на правильные лебедки. Шкоты на фаловые лебедки, (поменьше которые, на рубке) а брасы на шкотовые (побольше в кокпите). Топенант держим на руках, свободной лебедки обычно нет.
  3. Наветренный шкот всегда СВЕРХУ реи.

    Наветренный шкот всегда СВЕРХУ реи.

    Шкот добран поверх реи, а не под ней. Если он снизу, поворот не удастся, лучше устранить проблему, растравив шкот и накинув его на клюв реи, а потом добрать назад. Требует определенной сноровки, это делает баковый и это очень важно отрабатывать на тренировках. Что бы когда надо, быстро получилось. Но я отвлекся.

Все готово и проверено? Вы молодец, готовность номер 1! Громко, четко, качественно говорим

  1. Про себя: “ААААААААААААААА!”
  2. В слух: “ИИиииииии ДВА!”
  3. Не перепутайте!

Рулевой.

Функция 1. Ждать отстрела наветренного браса от реи.

Пока брас прикреплен к рее и не отстрелен, рулевой ничего не делает, кроме как продолжает ехать ровно и быстро. Концентрируется на рулежке. Очень часто происходит, что все замерли в своих позах готовности, включая рулевого и яхта едет непонятно куда. Это неправильно, рулевой продолжает бороться за каждый метр, с его точки зрения, пока что вообще ничего не изменилось.

Как только рулевой услышал “ИИиииии, ДВА!” он смотрит на рею и ждет отстрела. Как только он увидел, что рея отстегнулась, переходим к функции номер 2.

Функция 2. Плавно поворачиваем яхту

Рулевой начинает плавно, уверено и равномерно, поворачивать яхту от ветра. Здесь очень важно, как можно раньше, почувствовать, где перестать крутить штурвал и где начинать выравнивать яхту. Это придет с опытом и после нескольких поворотов.

Я обычно начинаю плавно выравнивать яхту (не поворачивать активно дальше и начинать выравнивать рулевое перо), когда грот перешел на противоположную сторону (с помощью человека на гика-шкоте). Не в процессе, а уже точно перешел. Яхта по инерции поворота дойдет более или менее до нужного угла. Здесь очень важно не остановить яхту на чистом фордаке или же не привести ее слишком далеко, так что спинакер складывается а грот начинает приводить яхту. Помните, у спинакера, пока что, нет реи с новой наветренной стороны, сильно не приводитесь.

В рабочий истинный ветер около 15ь-20 узлов, это угол к истинному ветру 150-160 градусов, как примерный ориентир. Относительно полно, но так как нет реи на наветренной стороне, лучше остановиться немного глубже чем надо. После первых нескольких поворотов вы сами почувствуете правильный угол под ваш ветер, главная задача здесь:

  • Поворот без толчков, каждый рывок туда/сюда грозит схлопованием спинакера.
  • Спинакер должен продолжать тянуть

Плавно увалились, плавно повернули яхту и плавно вышли на другой галс, плавно выровняли яхту. Тогда спинакер не особо болтает и вас не брочнет. Старайтесь делать поворот с плюс/минус одинаковой скоростью и предсказуемо каждый раз. Если вы предсказуемы и последовательны на руле, у экипажа тоже вырабатывается понимание с какой скоростью вы делаете поворот и они будут легче подстраиваться под вас.

Сделали поворот, идете ровно, полно и спинакер не сложился? Все, вы молодец, вторая часть дела сделана!

Едем ровно. Парусная Гоночная Школа Кабестан.

Едем ровно. Парусная Гоночная Школа Кабестан.

Человек на гроте/гика-шкоте

В подготовительной части человек на гика-шкоте добрал гика-шкот, до положения парусов под курс бакштаг, и взял гика-шкот руками, в готовности помочь перекинуть грот на противоположный борт.

Функция 1. Ждать отстрела наветренного браса от реи.

Пока рея не оказалась в свободном полете, рулевой не начнет поворот и соответственно человеку на гроте тоже делать особо нечего. Ждем отстрела.

Функция 2. Помогаем гроту перейти на другой борт

Как только рея отстрелилась и находится в свободном полете, можно начинать переносить грот на противоположный борт. Конечно же, человек на гроте особо далеко его не унесет, без помощи рулевого, но как вы помните, рулевой тоже ждал отстрела и в то же время как человек на гроте начинаете тащить грот на ветер, рулевой тоже начинает уваливаться и поворачивать яхту. Соответственно, гика-шкот и рулевой работают вместе и начинают работать тоже вместе, как только произошел отстрел и два действия помогают друг другу.

И, конечно же, как только вы начинаете выносить грот на ветер, громко, четко и качественно сообщаем всем кому интересно – “ПОВОРОТ”. Это что бы люди знали, что сейчас у них над головами пролетит длинная карбоновая труба и она крепче среднестатистической головы.

Это простая оптимизация, часто классическая последовательность требует ждать рулевого, пока он не начнет поворачивать или пока яхта не окажется в положении чистого фордевинда и так далее, но это не эффективно. Начинайте вместе, будет быстрее, вы же гоночный экипаж.

Так же, в классике крузерного жанра, рулевой обычно громко сообщает что поворот пошел. Это правильный и безопасный вариант и его стоит всегда придерживаться. Если вы хотите небольшой оптимизации, то на моем опыте, человек на гроте, находясь в непосредственном контакте с гика-шкотом, как минимум на секунду четче понимает, когда происходит сам поворот и грот начинает переходить на другой борт. Если человек на гроте ответственный за информацию “ПОВОРОТ”, то шкотовые/брасовые/пианино не отвлекаются раньше времени от их непосредственных обязанностей и на более долгий период времени чем нужно. Если раньше времени сказать “ПОВОРОТ”, как это обычно делает рулевой, когда начинает поворачивать, то все матросы, чьи головы могут пострадать, тут же приседают и вжимают головы, а в таком их положении их рабочая эффективность не лучшая. Поэтому, как оптимизация процесса, мы стараемся минимизировать период непосредственной опасности от переходящего гика, не отвлекая людей раньше времени.

Если вы используете эту оптимизацию, то, конечно же, экипаж надо предупредить, что грот начинает движение непосредственно когда они слышат слово “ПОВОРОТ”, а не раньше и не позже.

Грот перешел на другой борт, никому не снес голову и вы не запутались в гика-шкоте. Все, вы молодец, вторая часть дела сделана!

Брас.

Человек на брасах должен добрать брас после того как рея перенесена на другой борт и ровно вынесена ‘в горизонт’, в смысле что, поднята топенантом и по мачте, до горизонтального положения. Как она была перед поворотом. Это глобальная цель. Теперь, пошагово, как это сделать!

Функция номер 1. Помочь процессу отстрела реи.

Когда человек на брасах слышит “ДВА” он должен находится у лебедки на которую заложен наветренный брас. (Мы еще не повернули, наветренный брас это тот, к которому прикреплена рея перед поворотом).

В идеальном мире, когда мы слышим “ДВА”, рея отстреливается и все хорошо. Но если она не отстрелилась, застряла, угол неправильный или еще по какой-то причине, то помочь ей вылететь могут два человека, баковый или брасовый. Поэтому, брасовому надо находиться сначала там, где заведен рабочий брас.  Мало ли, не отстрелился, бывает, надо решать проблему.

Если, после того как мачтовый дернул за линь (веревочку) которая открывает клюв (работа мачтового расписана ниже), а рея не вылетела, то брасовый должен резко дернуть вверх брас идущий от лебедки к клюву реи. Не надо снимать с лебедки брас, просто натянуть вверх, рукой, как струну на гитаре, и отпустить. Или подергать вверх/вниз брас. Обычно, небольших колебаний достаточно, что бы брас выскочил. Одновременно баковый тоже дергает за оттяжку реи, тем самым подтягивая рею/клюв немного вниз. Одно из этих действий должно помочь брасу выскочить.

Второй вариант, это резко потравить сантиметров 10 браса, рывком. Не плавно, пол метра, а рывком 10 см. Брас выскочит. Ну и баковый тоже помогает, дергая за оттяжку.

Это небольшой экскурс на тему “Что делать если что то пошло не так”. Но в 99% случаев, если рея выведена на ветер, как описано в подготовительной части, и все добрано, брас должен выскочить из клюва. А если не выскочил, вы знаете что делать!

После того, как брас выскочил из клюва реи этот брас можно оставить как есть, на лебедке или нет, неважно, главное быстро переходите на другой борт ко второму брасу, он нам сейчас понадобится! Старый брас уже не работает, он неважен, с той стороны давление уже давно на шкоте.

Функция номер 2. Новый наветренный брас.

Перешли на другой борт и ждем пока яхта не повернет и баковый не перенесет рею на другой борт, заведет новый брас, рея не станет поднятой как была и горизонтальная. Рея в горизонте и Та-Даааааа! Ваш час наступил!

Но пока он не наступил, надо подготовиться. Помните, что вам в подготовительной части под страхом смерти и остракизма завещали не закладывать брас на лебедку раньше времени. Вам очень хотелось, но вам не дали. Так вот, пока происходит все что описано выше, ну там, яхта поворачивает, над головой свистит гик, баковый рею переносит, питман и мачтовый ее в горизонт поднимают и так далее, пока это все происходит, вы наконец закладываете брас на лебедку. УРРРААААА! Только не добирайте пока рея окончательно не встала в горизонт или уже почти приблизилась к идеалу.

ОК, рея в горизонте, можно (и нужно) быстро добирать. Выбираем руками через лебедку максимально быстро, тем самым притягивая угол спинакера к клюву реи. Тянем, тянем, тянем и когда угол пришел к клюву продолжаем добирать, пока брас окончательно не возьмет на себя давление спинакера. До этого момента давление было на шкоте. Здесь лучше немного перебрать, иногда кажется, что давление уже на брасе, но надо точно удостовериться.

Как только давление на брасе, закладываем брас в стопор, дальше мы будем работать лебедкой, после того как шкотовый потравил шкот (а он потравит, не волнуйтесь, это в его списке задач). Таким образом, у нас получается зеркальное положение того, с которого мы начали.

Вам надо понимать один важный момент. Мы несли спинакер на шкотах во время поворота. Рея с брасом пришла снизу натянутого шкота, из рук бакового. Потом мы взяли давление на брас, после того, как рея встала горизонтально. И теперь, если мы потравим шкот, то он останется сверху реи. Именно так, как он должен лечь. Вы же помните, что шкот должен всегда быть сверху клюва, иначе брас не отстрелится во время поворота.

Соответственно, вы добираете брас пока на нем не появится давление, затем шкотовый травит шкот, шкот ложится на клюв реи или где-то сверху реи, и вы добираете брас дальше, уже лебедкой, до того момента, пока не натянется оттяжка. Если потравить шкот ДО ТОГО как вы доберете брас, то шкот упадет ПОД рею и вы только что создали себе проблему. Надо будет опять набрасывать шкот на клюв, замучаетесь.

Еще один важный момент. Почему нельзя добирать брас пока рея не вернулась наверх и не стала горизонтальной. Потому что если мы доберем брас и натянем его пока рея под углом (не горизонтально), то брас начнет вдавливать ее в мачту. И сдвинуть ее по мачте или топенантом будет просто нереально. Помните, что на топенант нет лебедки, питман ее РУКАМИ тянет. Поэтому не добирайте брас, пока рею не подняли и не выровняли.

Функция номер 3. Брасоловка

После того, как новый наветренный брас добран и закреплен, переходим на противоположный (уже подветренный) борт и отдаем брасоловку до нужного положения, как было на противоположном галсе.

Все, вы молодец, вторая часть дела сделана!

racing_school_banner

Пианист/Питман

Во время поворота у пианиста задача простая. Потравить топенант реи, что бы дальний угол реи опустился к баковому, и поднять ее уже на другой стороне, когда баковый продел новый брас в клюв реи. В первой части мы все подготовили, теперь сам поворот.

Вам нужен топенант, по английски он называется либо UPHAUL либо POLE UP

Вам нужен топенант, по английски он называется либо UPHAUL либо POLE UP

Функция 1: Ждать отстрела

Вы услышали “ДВА” и ждете пока брас не выскочил из клюва реи. Пока это не произошло, вам делать нечего. Положите руку на стопор, в полной готовности открыть стопор и плавно потравить несколько метров топенанта.

Функция 2. Поворот

Брас выскочил из клюва без проблем, УРРААА! Теперь рея в свободном полете, давление на нее минимальное, она больше не соединена с парусом/брасом. ОК, плавно травим топенант, и в это время смотрим НА РЕЮ. Не смотрите на стопор который вы только что открыли, там ничего интересного не происходит. Смотрите на рею, как она приближается к голове бакового. Она должна приближаться плавно и контролируемо. Рея не в коем случае не должна ударить бакового по затылку/уху/носу/любой другой жизненно важной части. Помните, баковый в ваших руках, вы ему можете вполне испортить гонку.

Рея плавно опустилась вниз, баковый сделал свое дело (см. описание действий бакового ниже) и сказал громко слово “ГОТОВО”. На английском используется команда “MADE”. Как только вы услышали это слово, это ваш выход. Рею надо поставить назад в горизонт. Начинаете добирать топенант, пока рея не встанет горизонтально.

Если вы тянете топенант а рея не идет, виноват в этом человек на брасе, он скорее всего добрал брас и прижал рею к мачте. В жизни не доберете, пока он брас не потравит обратно. Поэтому у него в инструкциях написано, что бы он ждал вас и мачтового, пока вы рею не выровняете.

Рея в горизонте на другой стороне? Закрывайте стопор, все, вы молодец, вторая часть дела сделана!

Шкотовый

Задача шкотового, во время поворота, нести спинакер и сделать так, что бы он не намотался на форштаг и что бы спинакер не проткнули реей. Что требует выдержки, смекалки, брутальной силы, молниеносной реакции и других качеств присущих лучшим представителям человечества (и Бэтмену). Всем нам, в смысле простым смертным, рекомендуется прочитать что написано ниже и активно симулировать небожительство.

Шкотовый спинакера работает с подветренным шкотом. Ему помогает горилла!

Как вы помните, перед поворотом, в подготовительной части, шкотовый заложил оба шкота на фаловые лебедки, на рубке, и добрал шкоты, тем самым взяв давление на них. На этом его подготовительные функции закончились. Теперь сам поворот.

Функция 1. Ждать отстрела.

Как и все остальные участники процесса, шкотовый ждет отстрела браса. До этого момента он ничего полезного сделать не может, кроме как преданно смотреть на клюв реи и брас проходящий через этот клюв.

Функция 2. Отстрел произошел

Ура! Быстро начинаем тянуть наветренный шкот. На 40-футовой яхте это метра три шкота, тянем, тянем, тянем. Спинакер, после отстрела реи, будет не таким стабильным, тянуть не так плотно, плюс яхта поворачивает, в общем спокойно можно подловить момент когда можно эти пару метров шкота продернуть на себя. Зачем? Вы только что перенесли спинакер на новую подветренную сторону. Ту, которая через несколько секунд станет актуальной, в момент когда яхта закончит поворот и грот перейдет на другую сторону. Если этого не сделать (не добрать наветренный шкот сразу после отстрела наветренного браса), то спинакер вдует между форштагом и мачтой после того, как яхта повернет. И вы его намотаете на штаг, как часто наблюдается у неопытных экипажей. А если вы пару метров шкота резко выберете, после того как брас отстегнулся, все будет хорошо, гарантирую, что не намотаете на штаг.

А противоположный шкот надо потравить, на метр, наверное, (опять же, на 40 футовой лодке), так как добирая наветренный шкот мы не только перенесли его подветер, но и так же прижали ближе к яхте оба угла. А противоположный угол это как раз тот, куда сейчас придет рея. И там должно быть достаточно места. Иначе рея, когда ее поднимут в горизонт, воткнется в спинакер и сделает в нем дырку. Поэтому нам надо немного отодвинуть спинакер от опасного места. Это можем сделать только шкотовый, он несет спинакер.

Итак, резюме: Наветренный шкот добираем подветренный травим немного. Если рея упирается все таки в спинакер после того как ее перекинули, травим шкот еще. Все в ваших руках.

Отлично, рея не проткнула спинакер, спинакер не намотался на штаг, баковый крикнул “ГОТОВО”, рею вынесли в горизонт.

Все, вы молодец, первая часть дела сделана!

Функция 3. Рея перенесена на другой борт и в горизонте

Отлично, теперь вам надо ждать пока человек на брасе сделает свое дело, а именно подберет брас. Это у него в инструкции, дождаться реи в горизонте и добрать брас.

Как только вы видите, что он добрал брас и взял на брас давление и угол паруса почти притянут к рее, можете плавно начинать травить шкот. Здесь важно потравить только после того, как давление взято на брас. Если это сделать раньше, шкот упадет с клюва реи и вы создадите себе проблему для следующего поворота.

Шкот потравлен и лежит на клюве? Отлично, снимайте новый наветренный шкот с лебедки, он больше не понадобится, берите подветренный с собой и выдвигайтесь к вантам, пора тримить!

racing_school_banner

Мачтовый

У мачтового, в принципе, функции простые. Проще некуда.

Функция 1. Ждать отстрела.

Мачтовый – непосредственно человек, который отвечает за отстрел браса. У него в руках линь (веревочка) от клюва реи, и когда он тянет за эти веревочку, клюв открывается. Брас, соответственно, выскальзывает из реи.

Кстати, бытует мнение, что мачтовый, так как мы его определили ответственным не только за передвижение реи по мачте но и за оттяжку реи (смотрите подготовительную часть), должен то-ли потравить оттяжку реи пока рея переходит на другой борт, то-ли добрать ее, то ли быстро, то ли медленно, мнений много и мнения расходятся. Я вам скажу, что правильное мнение единственное – оставьте оттяжку в покое, не надо ее не добирать не травить.

Функция 2. Поднять рею по мачте.

Как только брас вылетел, бросаем линь клюва и начинаем поднимать рею по мачте. Высоко, лучше выше, чем ниже. А еще лучше, заранее отмерить, как высоко рею надо поднять, для того, что бы другой конец реи свободно проходил под форштагом.

Поднимаем рею и смотрим на бакового. Ему (или ей) сейчас опустится другой конец реи, который контролирует питман. И баковый переложит рею на другой борт и вложит новый брас в клюв. И потом громко скажет ‘ГОТОВО’. И это будет для вас сигналом, что рею надо теперь опустить по мачте, в исходное положение. Которое вы заранее отметили кусочком изоленты, я знал, что вы это сделаете, что бы потом не думать, правильно я опустил или нет? Хе хе :)

Тщательно закрепите погон реи по мачте. Нет ничего хуже чем когда, после отличного поворота, рея с большим трах-тибидохом сваливается вниз по мачте и все на вас смотрят, как на врага народа.

Функция 3. Взять в руки оттяжку реи, но ничего с ней не делать

Не на баке взять, а там где она выходит от бака в первый стопор. Зачем? Потому что после поворота нам скорее всего надо будет сдвинуть рею или под ветер или на ветер, так как рулевой/капитан не успокоятся и после удачного поворота (а он будет удачным, не волнуйтесь) усилят выигрышную позицию очередной гениальной командой :) Так что лучше заранее приготовить свою часть.

Все, вы молодец, вторая часть дела сделана!

Баковый

Фуууууххх, ну что, мы добрались до бака. Тут у нас специально обученный человек, его зовут баковый. Он здесь стоит, после подготовительной части, с новым брасом в правильной руке, смотрит на рею и ждет когда она начнет лететь ему в голову. Отводить взгляд от реи не стоит.

Баковый на месте! Но есть несколько проблем! Отсутствует мачтовый, яхта не идет полно и рея не вынесена наветер. Но баковый в полной боевой готовности!

Баковый на месте!

Функция 1. Ждем отстрела и помогаем если не отстреливается.

Если брас выскочил из клюва сразу, замечательно! Если не выскочил, то надо помочь. Берем оттяжку, прямо между блоком на палубе и блоком на рее, рукой, и тянем или дергаем вниз. Этого обычно достаточно, что бы рея выпустила брас на свободу.

Функция 2. Перенести рею на другой борт. 

Мачтовый и питман создали вам для этого идеальные условия, наклонив рею. Отлично, рею перенесли и теперь закладываем новый брас в клюв. Сделать это надо так, что бы брас шел чисто от кормы, через клюв и к углу спинакера. Не обматываясь вокруг реи/клюва/рук/головы/форштевня/уток на баке/и так далее. Громко и четко сообщает – ‘ГОТОВО’. Постарайтесь это сделать максимально громко, потому что баковый обычно смотрит вперед когда это кричит и его не слышно. Или повернитесь лицом к корме и потом кричите. Иначе вас просто неслышно.

Все, вы молодец, вторая часть дела сделана! Вы думали тут будет долгое и нудное описание сложностей работы бакового? Не дождетесь, работа бакового конечно неустойчивая, но относительно простая.

racing_school_banner

Хотите научиться все это качественно делать? Посмотрите вот тут: Гоночный Ликбез (с)

Часть третья.

В третьей части процесса мы убираем все веревочки, что бы они не валялись в кокпите, настраиваем паруса на курс, смотрим вокруг, ухмыляемся соперникам и хвалим друг друга. Вы молодцы!

А вы знаете, что характеризует уникальный парусный курс? Ученики и их отзывы. И знаете, что мы наблюдаем? Ученики приезжают, проходят гоночный курс и потом сразу же записываются на него еще раз, а потом еще раз. По два или три раза.

Вы знаете курсы, на которые люди записываются по несколько раз, каждый раз проходя его с удовольствием и получая массу полезных навыков?

Мы знаем, мы его придумали! Гоночный Ликбез. Осталось несколько мест на Мальте. Попробуйте, не пожалеете.

6 дней убойного гоночного тренинга. Даты: Гоночный Ликбез (с)

Уходим в отрыв! Яхтенная Гоночная Школа

Уходим в отрыв! Яхтенная Гоночная Школа

Shares