Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru

Поворот Фордевинд под Спинакером. Часть 1.

Поворот Фордевинд под Спинакером. Часть 1.

ДОРОГИЕ КОПИПАСТЕРЫ. ВЕСЬ ТЕКСТ И ФОТОГРАФИИ В ЭТОЙ СТАТЬЕ ПРИНАДЛЕЖАТ КАБЕСТАНУ. ПОЖАЛУЙСТА, НЕ КОПИРУЙТЕ ЭТОТ ТЕКСТ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ.

Серия статей инструкторов Гоночной Школы Кабестан. Расписание курсов Гоночный Ликбез.

Подписаться на рассылку наших новостей можно: здесь. Если вам интересно, расскажите друзьям.

Поворот фордевинд. Яхтенная Компания Кабестан.

Поворот фордевинд. Яхтенная Компания Кабестан.

АААААААААААААААААА! Уже страшно, правда? Одно только словосочетание ‘ФОРДЕВИНД’ и “СПИНАКЕР”, омайгод!

Перед глазами любого шкипера и рулевого проскакивают картины апокалипсиса, разрушенных строений, вырванных с корнем деревьев, иногда даже упавших метеоритов. Почти вся команда переживает этот процесс болезненно, с непривычки. Кроме бакового. У бакового таких проблем нет, им, в целом, все равно, на них все равно будут орать, апокалипсис или нет. Но остальным страшно, правда? Но не волнуйтесь. Эта статья поможет вам и ответит на два важных вопроса

  1. Кто виноват?
  2. Что делать?

Кто виноват?

Тот кто вам сказал, что спиннакер это просто и что он так 100 раз делал, в результате чего вы записались в спиннакерный дивизион. Потом выяснилось, что ваш старпом (это тот, который 100 раз так делал), видел спиннакер только на картинке да и то, судя по всему, перепутал его со стакселем.

Что делать?

Распечатать этот мануал от Гоночной Школы Кабестана, и приехать к нам на курс Гоночный Ликбез (с). Мы сделаем из вас очень хорошего гонщика.

Но если у вас сейчас нет времени приехать, то читайте дальше, глубоко выдохните, и главное не волнуйтесь, у вас все получится, не боги горшки обжигают. Вот это действительно сложно.

Итак

Поворот фордевинд разбит на 3 части.

  • Часть 1. Подготовительная
  • Часть 2. Поворот
  • Часть 3. Заключительная

Часть 1. Подготовительная.

КОНТРОЛЬНОЕ ВРЕМЯ – 7 (семь) секунд.

Основная задача этой части, всех расставить по местам и подготовить поле боя. Поэтому дальше по ролям, начиная с кормы.

Капитан

Капитан громко всех оповещает. “К Фордевинду. Иииииииии РАЗ!”. Погромче и почетче. Что бы сомнений не оставалось, что вы собираетесь повернуть. Таким образом, всем сразу становится понятно, что капитан не шутит, заранее подумал и принял осмысленное решение. Респект!

Рулевой.

Функция 1. Рулежка

Рулевой идет ровно и достаточно глубоко, что бы спиннакер работал, но не приводил яхту. Но и не чистым фордаком. На спиннакере должна быть тяга, а на чистом фордаке нормальная тяга будет только когда ветер уже узлов под 20-25. Так что немного глубже бакштага обычно супер, сильно глубже не надо, если ветер не такой сильный.

В рабочий истинный ветер около 15 узлов, это 140-150 градусов как примерный ориентир. После первых нескольких поворотов вы сами почувствуете правильный угол под ваш ветер. Главное ровно и управляемо. РОВНО!

Едете ровно, глубоко и спиннакер тянет? Все, вы молодец, первая часть дела сделана!

Функция 2. Обратная связь

Громко и четко сообщаете всем на борту – ‘НА РУЛЕ ГОТОВ’

Человек на гроте

Обычно, при повороте фордевинд, без спинакера, давление на грот астрономическое. Поэтому, при обычном повороте фордевинд, без спинакера, мы сначала полностью выбираем гика-шкот, делаем поворот, и плавно вытравливаем с другой стороны. Что бы мат. часть не разлетелась в дребезги.

Когда у нас есть спинакер, основное давление идет на спинакер, и давление на грот сильно меньше. Соответственно, нам не надо полностью добирать гика-шкот и приводить гик максимально близко к ДП (центру яхты).

Функция 1. Добрать грот, до положения бакштаг и ждать.

Скорее всего гика-шкот у вас растравлен и грот практически лежит на вантах и краспицах, как он и должен лежать, на таких полных курсах. Перед поворотом, гика-шкот надо немного добрать. Если гика-шкот растравлен очень сильно, во время поворота он может зацепиться за штурвал или чью-то голову. Нам нужен контролируемый процесс, поэтому мы его немного добираем, чтобы поворот был от положения бакштаг на противоположный бакштаг.

А потом уже можно потравить, после поворота.

После того, как гика-шкот добран, гротовый держит шкот руками, приготовившись перекинуть его на другую сторону.

Гика-шкот добран, вы готовы к повороту? Все, вы молодец, первая часть дела сделана!

Функция 2. Обратная связь

Громко и четко сообщаете всем на борту – ‘НА ГРОТЕ ГОТОВ’

 

ДИСКЛЕЙМЕР. Делать так без спинакера КРАЙНЕ опасно, разве что в самый слабый ветер. Если вы НЕ несете спинакер, повороты фордевинд нужно делать безопасно, полностью выбрав гика-шкот и контролируемо растравив его после поворота.

А все почему? Потому что мануал этот не читали :)

Поворот без спинакера с большим давлением на грот может очень плохо кончится. Но если есть спинакер, все просто!

Брас.

Человек на брасах несет ответственность за брасы и перемещение (используя эти брасы) спинакер реи, “на ветер” (ближе к корме) и “под ветер” (ближе к форштагу).

Функция номер 1. Наветренный брас.

Первым делом, нам надо вынести рею на ветер. Если вы шли очень остро, рея у вас лежит близко к форштагу и брас не вылетит, в таком положении реи, из клюва. Рею надо отнести назад, вынести “на ветер”. Вы помните, что первым делом рулевому надо ехать немного глубже бакштага, как описано выше. Соответственно, пока он уваливается, вы выносите рею на ветер. То есть, подальше от форштага.

Это делается наветренным брасом, наветренный брас надо добрать, а оттяжку реи потравить метра на полтора (потом доберете назад). Оттяжка реи тянет рею вниз и соответственно будет мешать рее выйти на ветер. А если очень активно добирать брас, не потравив оттяжку, то можно и блочки вырвать. Не забывайте про оттяжку, все всегда про нее забывают. Поэтому добирая брас мы всегда травим оттяжку реи. Чем дальше мы оттянем рею, тем легче брас выскочит из клюва.

После того, как мы вынесли рею на ветер, почти перпендикулярно яхте, брас надо закрепить на лебедке и обтянуть оттяжку реи. Помните, мы ее потравили перед тем как выносить рею на ветер? Так вот, после того как вынесли рею, оттяжку надо обтянуть, сделать натянутой. Таким образом, рея зафиксирована в правильном положении.

Функция номер 2. Подветренный брас.

Брасы закладываются на большие лебедки в кокпите. Это те которые обычно несут стаксель-шкоты. Часто на эти лебедки, почему то, закладывают спинакер шкоты, это неправильно. На эти лебедки идут брасы.

Стаксель у нас обычно не используется вместе со спиннакером (но есть исключения, об этом, как нибудь, потом), так что эти лебедки свободны. На наветренной шкотовой лебедке сейчас заложен наветренный брас. Мы только что вынесли рею на ветер используя этот брас. Теперь нам надо заложить с другого борта подветренный брас, так как он после поворота станет наветренным.

И здесь у нас есть один момент. Все всегда винят бакового за нерасторопность и целостное вредительство победе, несмотря на титанические усилия которые баковый или баковая прикладывает к стремлению победить. А из кокпита все равно что-то кричат и чем-то все время недовольны. Поверьте, виноват не только баковый. Очень часто виноват человек на брасе. Потому что, человек на брасе сразу прибегает и закладывает брас на лебедку на подветренном борту, пятью шлагами и убегает на наветренный борт. Зачем он это делает, никому непонятно, это такая их особенность. Поэтому, уважаемый человек на брасе, прочитайте это очень внимательно.

Надо подойти к подветренной лебедке, взять в руки брас и посмотреть вокруг. Или же, если вокруг сложно, как минимум на бакового. Баковый (его роль описана ниже) должен взять брас который вы держите в руке, но ближе к носу, и уйти с этим брасом на бак. Именно эта веревка, за которую вы ответственны, уважаемый брас, и является самой важной во всем процессе. Подождите пока баковый взял ее, оттянул на бак, принял позу павиана ожидающего случки с павианихой и замер.

Только тогда вам можно начинать закладывать брас на лебедку. До этого на ней не должно быть НИ ОДНОГО оборота. Она не должна быть накинута на лебедку, лежать рядом с лебедкой, ни один даже самый маленький оборотик и другие отмазки которые вы потом будете возмущенно приводить. “Но ведь я всего лишь один раз накинул на лебедку” или “Но ведь я потравливаю” и так далее. В общем, держите брас в руках, пока баковый не занял свою позицию на счет ‘Иииииии РАЗ!” Даже один оборот на лебедке баковому будет сложно продернуть. И он будет орать назад в кокпит “Отдайте БРАааааС”. А вы такой “Я потравливаю” или “Я всего один оборот заложил” и так далее. Понимаете, да? Не надо закладывать раньше времени.

Если вам очень, просто нереально как, хочется заложить, отмерьте метр с конца браса и заложите этот метр. Все остальное должно быть свободно для бакового.

После того как баковый занял позицию и не требует больше браса, можете заложить 3 оборота, но не в стопор, вам скоро добирать этот брас.

Функция номер 3. Брасоловка

После того, как брасы подготовлены, необходимо подобрать обе брасоловки. Тем самым прижав шкоты к борту. Если у вас нет брасоловок, тогда эта функция отпадает. Но брасоловки очень хорошая идея. Get some!

Зажатый спинакер гораздо легче нести без реи и уменьшит вероятность того, что вы потеряете тягу и спинакер сложится или потеряет форму.

Функция номер 4. Обратная связь.

Громко и четко сообщает – ‘БРАС ГОТОВ’

Все, вы молодец, первая часть дела сделана!

racing_school_banner

Пианист/Питман

Во время поворота у пианиста задача простая. Потравить топенант реи, что бы дальний угол реи опустился к баковому, и поднять ее уже на другой стороне, когда баковый продел новый брас в клюв реи. Но это все потом, пока мы просто готовимся, на этой стадии, надо просто все подготовить.

Вам нужен топенант, по английски он называется либо UPHAUL либо POLE UP

Вам нужен топенант, по английски он называется либо UPHAUL либо POLE UP

Функция 1: Приготовить топенант реи

Идентифицировать топенант на пианино. На английском часто встречается Uphaul или Pole up. Если есть свободная лебедка, накинуть 1 шлаг на лебедку, что бы не уронить рею на голову боковому. Свободной лебедки обычно нет, так что придется держать на руках, скорее всего. Но после отстрела браса, давление на рею будет нулевое, удержите без труда.

Положить руку на стопор, в полной готовности открыть стопор и плавно потравить несколько метров топенанта.

Функция 2. Обратная связь

Громко и четко сообщает – ‘ПИТМАН ГОТОВ’

Все, вы молодец, первая часть дела сделана!

Шкотовый

Шкотовый это человек который управляет формой спинакера, несет спинакер, грубо говоря. Это он стоит ближе к мачте, у вант, со шкотом в руке и добивается того, что бы наветренная шкаторина всегда заполаскивалась. У него в подмастерьях – горилла. Горилла это человек у лебедки, на которую заложен шкот, и эта горилла крутит лебедку, когда шкотовому нужно добрать шкот. Руками он это сделать не может, разве что только в очень слабый ветер.

Шкотовый спинакера работает с подветренным шкотом. Ему помогает горилла!

Шкотовый спинакера работает с подветренным шкотом и смотрит на наветренную шкаторину. Ему помогает горилла!

Так вот, в рабочем режиме, наш шкотовый несет спинакер, работает со шкотом и качественно увеличивает шансы на победу. Во время подготовки к повороту он делает следующее.

Функция 1. Завести оба шкота на лебедки и взять давление на них.

  1. Возвращается в кокпит, не выпуская подветренный шкот из рук. Это тот шкот, с которым он работал и он уже на одной из фаловых лебедок.
  2. Стопорит подветренный шкот на лебедке
  3. Заводит наветренный шкот на соседнюю лебедку.
  4. Теперь перед ним система похожая на вожжи, два шкота, через лебедки идут к спинакеру.
  5. Берет давление на шкоты, добирая оба шкота, пока они не выбраны и не провисают.
  6. Теперь он держит спинакер на двух шкотах. И это гениально. Так как мы теперь можем работать с брасами во время поворота, не теряя тяги спинакера.

Функция 2. Обратная связь

Громко и четко сообщает – ‘ШКОТ ГОТОВ’

Все, вы молодец, первая часть дела сделана!

Мачтовый

У мачтового, в принципе, функции простые. Но критичные.

Функция 1. Отдать оттяжку реи.

Помните, одна из первых функций человека на брасах была ‘вынести рею на ветер’. Помните? Так вот, вы так же помните, что для этого надо потравить оттяжку реи. Так вот, обычно стопора оттяжки находятся около мачты. Не всегда, но очень часто. И потом выведены уже в кокпит. Но так как в кокпите обычно еще миллион веревок, то лучше эту функцию делегировать мачтовому. Это если стопора в близи мачты. А на нормальных гоночных яхтах они там будут, не волнуйтесь.

Так вот, первым делом, мачтовый отдает оттяжку, дожидается пока брас выбран и рея вынесена на ветер (это человек на брасе делает, смотри выше) и затем добирает назад оттяжку. Мы только что обалденно оптимизировали процесс, между прочим. И это круто. Помните, что наше контрольное время для всей подготовительной части, порядка 7 секунд!

Функция 2. Приготовиться к отстрелу браса.

Надо встать у мачты, с наветренной стороны, и взять в руку линь (веревочку), который заведен к клюву реи. Через этот клюв проходит брас. Если дернуть за эту веревочку, клюв открывается, брас выскакивает. Эта веревочка обычно продета вдоль реи и выходит у того конца реи который защелкнут в мачту. Соответственно, находится в прямой досягаемости мачтового человека. Не надо пока тянуть за эту веревочку, просто возьмите в руки и замрите в полной боевой готовности!

Дерни за веревочку. Клюв откроется, брас вылетит

Дерни за веревочку. Клюв откроется, брас вылетит

Функция 3. Обратная связь

Громко и четко сообщает – ‘МАЧТА ГОТОВА’

Все, вы молодец, первая часть дела сделана!

Баковый

На счет “Иииии Раз!” баковому надо приготовить подветренный брас и занять позицию на баке.

Баковый на месте! Но есть несколько проблем! Отсутствует мачтовый, яхта не идет полно и рея не вынесена наветер. Но баковый в полной боевой готовности!

Баковый на месте! Но есть несколько проблем! Отсутствует мачтовый, яхта не идет полно и рея не вынесена на ветер. Но баковый в полной боевой готовности!

Функция 1. Подготовка подветренного браса.

Взять подветренный брас, после самого первого (с носа) блока, и утащить на бак. Именно тут начинаются первые заминки. Помните, как наш человек на брасе все уже заложил или ‘я всего один раз накинул’ на лебедку, и баковый теперь пытается работать с брасом который натянут. Поэтому, человек на брасе, еще раз напоминаем, не закладываем брас пока баковый не уволок брас на бак и не занял там позицию.

Баковый, а тебе наука, если ты думаешь, что длины браса, которую ты себе оставил для поворота будет достаточно, смеем не согласиться. Выбери себе еще метр, браса много не бывает.

Функция 2. Обратная связь

Громко и четко сообщает – ‘НА БАКЕ ГОТОВ’

Все, вы молодец, первая часть дела сделана!

Заключение

В результате этих приготовлений, у нас наблюдается следующая общая картина:

  • Рулевой ведет яхту максимально глубоко для данного ветра, при этом не теряя давления на спинакер.
  • Человек на гроте добрал гика-шкот до бакштага и держится за гика-шкот руками.
  • Рея вынесена на ветер и оттяжка реи добрана и зафиксирована
  • Наветренный и подветренный брасы заведены и готовы.
  • Наветренный и подветренный шкоты заведены, выбраны руками до упора и готовы.
  • Мачтовый у мачты, готов, держит в руках веревочку и преданно смотрит на клюв реи, который эта веревочка откроет
  • Баковый замер на баке, преданно смотрит на рею, которая сейчас отстрелит брас и начнет приближаться к голове бакового.
  • Картина маслом :)
  • Идеальное время для подготовительной части, 7-10 секунд.
Рулевой рулит глубоко, рея вынесена, баковый готов. Только шкоты осталось добрать и мачтового на место поставить!

Рулевой рулит глубоко, рея вынесена, баковый готов. Только шкоты осталось добрать и мачтового на место поставить!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ! Ну а пока, посмотрите вот тут: Гоночный Ликбез (с)

Подписаться на рассылку наших новостей можно здесь: http://eepurl.com/Owf-X. Если вам интересно, расскажите друзьям.

Новости и статьи от лучшей яхтенной компании планеты
Без спама, только по делу. Отписаться можно в любой момент.
Закрыть
Shares
x
Нас читает уже более 5000 человек