Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru

Петр Лежнин

quotes
«Хочешь учиться — ходи на маленьких лодках и не лезь за руль. Побудь матросом, посмотри, как паруса работают, получи эту чуйку, эти ракушки на мягком месте».
Спецпроект Кабестана: Faces & Races. Записала: Алена Лисецкая

Я оказался на яхте совсем ребенком. Отец занимался в парусной секции при яхт-клубе Ленинградского кораблестроительного института и брал меня на прогулки по Финскому заливу. Мне было пять-шесть лет, и я ничего не знал про парусный спорт.

В 13-14 лет папа уже оставлял меня за шкипера. У него появилась «ЛЭС-750» — крейсерско-гоночная яхта проекта Ленинградской экспериментальной судоверфи, деревянная лодочка 7,5 метров в длину, и мы ходили на ней с друзьями по Ладоге и Онеге.

Я был совсем юным капитаном. Чувствовал ответственность за лодку и людей, принимал решения, где ночевать, когда выходить, какие паруса ставить, но многого не знал. Например, на яхте стоял подвесной мотор «Ветерок 8-М», но заводить его умел только папа.

Я ходил под парусами, мотор не включал вообще: не мог. А Ладога — холодный водоем, с короткой волной и множеством шхер. Как-то с группой «Король и Шут» я забрался в узкую бухту между скал. Наутро встаем — а ветер дует прямо в морду. От одного берега до другого рукой подать, места на лавировку нет, мотор висит бесполезным грузом. Ну, ребята посовещались и стали играть в бурлаков: прыгали в ледяную воду и тащили лодку за собой на веревке, по-другому было не выбраться.

Сейчас понимаю, что Онега и Ладога — лучшие места для любителей паруса. Но мне они быстро наскучили: я хотел в Финляндию, за границу, записался на яхты «МИР» и ANNA. В начале двухтысячных гонялся по всей Балтике, в регатах «Готланд Рунт», «Гогланд Рейс», а в 2005-м уехал учиться в Гамбург.

Я органично влился в немецкий яхтинг. Он не особенный, но другой. В России яхтсменов немного, все друг друга знают и тусовка открытая. В Германии больше клубов, экипажи серьезно гоняются на Farr 40 или Swan 42, и новичок может получить там место, только если он большой меценат и поддерживает команду.

Примерно в это время, в 2004 году, я создал в Живом журнале сообщество yachting_rus.

Yachting_rus — это яхт-клуб, только виртуальный. Я организовал его для русских яхтсменов, которые разбросаны по всему миру, но хотят общаться, обмениваться опытом, шутить. Поначалу нас было совсем немного: Юра starpomlom Фадеев со своей «Тингарой», Федя old_skipper Дружинин, Гриша bidok Аксенов, несколько человек в Азии и Америке.

Сейчас ЖЖ — площадка для мамонтов, недружелюбная к блондинкам, все равно что «Фидо». Кто ее помнит? Сейчас все коротенько пишут в соцсетях, постят фоточки в инстаграме и лайкают, настал перепостмодернизм. Но если кому-то нужна полезная информация, приходят все равно в yachting_rus. В соцсетях сообщения теряются, и поисковики по-прежнему находят нас.

Лента yachting_rus — самая полная яхтенная энциклопедия на русском языке. Чего у нас только нет: от описания ролей в экипаже, лоций Болгарии, Австралии и Абхазии до фотографий со всего света и инструкций по ремонту нижнего подшипника рулевого устройства. И, конечно, знаменитый яхтенный словарь от Григория bidok Аксенова.

Мы не придумывали правил. Если приходил человек и спрашивал, чем яхта отличается от катера, мы старались ему грамотно объяснить. Если приходил другой и писал о перегоне или продаже курсов, мы тоже не возражали. Я слежу, чтобы никто не вешал по триста фотографий с одной и той же регаты, а в остальном у нас баланс.

О, у нас бывали терки! Ведь писать — совсем не то же самое, что общаться лично. Чего стоят только Миша Савельев и Федя Дружинин, которые так разругались, что хотели подраться на спинакер-гиках!

После очередной перепалки Гриша Аксенов поймал нас на слабо: мол, вы шесть лет строчите в интернете, а нет, чтобы встретиться и под парусом показать, кто есть кто? Так в 2010 году родился кубок YRC — Yachting Rus Cup. Компания «Эксперт Марин» дала в Черногории две яхты First 36.7, мы собрали экипажи и договорились на удобное всем время — середину декабря.

Никто никого раньше не видел. Лежнин, Зарицкий, Савельев — фамилии были пустым звуком. Мы знали друг друга по никам: petryxa, dzar, big-sailman. Помню, как встретились с Зарицким и еще двумя ребятами в Кельне. Прокутили всю ночь, наутро застряли в лифте, взяли машину, добрались до Белграда, а я весь день ловил себя на мысли, что совершенно не представляю, кто эти люди.

Кубок Yachting Rus — это неофициальный Чемпионат России. Хорошая спортивная тусовка, просто играет на любительском футбольном поле.

Помню снег, снеговичков на палубе, апельсины в снегу. То был единственный раз в жизни, когда я наблюдал аэродинамическое обтекание паруса снегом! Обычно движение воздуха показывают, добавляя в него какие-то видимые частицы или дым. А у нас всю регату шел снег, и мы видели, как образуются вихри между стакселем и гротом.

У меня был звездный экипаж: мастер спорта СССР по гребно-парусному многоборью и КМС по парусному спорту Дмитрий Зарицкий, директор «Эксперт Марин» Станислав Шестопалов, несколько умных матросов и я — тактик из полупрофессионального экипажа, всю жизнь на воде. Кубок мы не взяли.

Мы с командой общались на разных языках. Во-первых, я давно жил в Германии, и русских терминов уже не помнил. А во-вторых, я первый раз оказался в ситуации, когда экипаж набрали по объявлению. Вместо «потяни зелененькую» я привык говорить: «Порыв через три секунды! Один, два, три — порыв!» — и ждать, что матросы приведутся, доберут ахтерштаг, сделают что-нибудь. Но ничего не происходило.

Я распределил роли на лодке, опираясь на описание профилей в ЖЖ. Баковый, фаловый, шкотовый… На руле оказался человек, который «много ходил», но путал повороты фордевинд и оверштаг.

Хочешь учиться — ходи на маленьких лодках и не лезь за руль. Побудь матросом, посмотри, как паруса работают, понаблюдай, получи эту чуйку, эти ракушки на мягком месте. В ночных переходах я часто просыпаюсь, когда меняется погода. Почему? Потому что по-другому дует ветер, волна иначе раскачивает яхту. Но команда этого не чувствует, и приходится самому выбираться на палубу, веревочки дергать.

Помню, в 2007 году на Rolex Middle Sea Race я был единственным русскоговорящим яхтсменом. Никто не знал про эту регату, я попал туда через систему поиска экипажей. В 2008-м там были мы и еще русская лодка из Анапы, First 40. А сейчас RMSR — чуть ли не самая популярная регата среди русских яхтсменов! Нас там столько же, сколько мальтийцев, немцев, итальянцев.

Я люблю «Кабестан» за планирование и четкость. Это большая тусовка, но организованная и семейная по духу. Все друг друга знают и гоняются хорошо.

В 2011 году мы с командой выиграли все, что можно было выиграть в нашем классе: Кильскую неделю, Чемпионат Германии, Чемпионат Европы. А перед этим мы росли-росли-росли и четыре года вместе тренировались.

На регатах меня беспокоит пунктуальность. Я десять лет живу в Германии, а мне говорят: «Извините,  у нас маленькие технические трудности, подождите два часа». Так нельзя! Поэтому я люблю «Кабестан» за планирование и четкость. Это большая тусовка, но организованная и семейная по духу. Все друг друга знают и гоняются хорошо.

Быть в гонке — одна из черт профессионализма. На лодке я полностью отключаю голову от внешнего мира, думаю о заходах ветра, погоде, соперниках, настройке парусов, и ни о чем другом. Яхта — не место мультизадачности. Если ты гоняешься и параллельно звонишь по телефону, ты плохой гонщик.

Все материалы, опубликованные на этом сайте, являются собственностью яхтенной компании “Кабестан”. Пожалуйста, не копируйте текст без разрешения. Если вы хотите использовать какие-либо материалы, пожалуйста, свяжитесь с нами — info@kabestan.ru

21–я регата Кабестан – Хорватия 2017

Крупнейшая российская регата: драйв, брызги, парус, адреналин — это все наши майские праздники!
За 13 лет более 6000 человек доверили нам свои отпуска и не пожалели.

Узнай подробности!


Comments system Cackle

Shares