Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru

Человек за бортом

Человек за бортом

ВНИМАНИЕ. КОПИРОВАТЬ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ НА СВОЙ САЙТ – ЗАПРЕЩЕНО, БЕЗ СОГЛАСИЯ АВТОРА. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ РАЗМЕСТИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ НА СВОЕМ САЙТЕ, ПИШИТЕ НА info@kabestan.co.uk.

Серия мастер-классов Юрия Фадеева вышла в 2011-2013 годах в журнале Yacht Russia.

Море – коварная штука, и даже самые аккуратные, здравомыслящие капитаны и матросы, рано или поздно, вполне могут оказаться за бортом. Тренировочные отработки этой крайне нежелательной ситуации – очень важные и должны проходить несколько раз в сезон. Вы должны немедленно пообещать, что во время следующего выхода в море, попробуете провести 5 минут с командой, обсуждая потенциальную ситуацию и даже проведете небольшую тренировку! Много времени это не займет, минут 10, и с каждым разом вы и ваша команда будет получать все больше и больше уверенности, что если кто-то выпал за борт, вы сможете их быстро, организованно и безопасно поднять. Ну а я расскажу вам, как это сделать!

Ни в коем случае не тренируйтесь на человеке, может очень плохо кончиться – кранец с небольшим грузом или просто ведерком – идеальный ‘Оскар’!

Итак, кто-то выпал, что делать?

  1. Громко крикните ‘ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!!!”.
  2. Назначьте человека который будет делать только одно – показывать рукой на человека за бортом, не отрывая глаз. Не ленитесь во время тренировок, заставляйте члена команды показывать рукой и смотреть, это действительно крайне важно.
  3. Если у вас есть кнопка MOB (Man Over Board) на GPS, жмите сами или делегируйте.
  4. Досчитайте про себя до 5. Это ваш единственный и последний шанс успокоиться. От того, что вы сейчас будете делать и говорить зависит успех операции, спокойствие, только спокойствие! Командуйте четко, называя людей по имени перед нужной командой. Команда ‘Скрутить стаксель’ выльется в лобовое столкновение трех человек, рванувших это делать.
  5. Выполняйте маневр ‘Человек за бортом’. Как это сделать рассматривается ниже.
  6. Используйте цифровые функции рации (DSC Distress) и вызов Mayday. Его всегда можно потом отменить, так что если есть сомнения – ни в коем случае не стесняйтесь и тем более не рискуйте. Учитывайте специфику акватории, погодные условия и состав команды.
  7. Сразу же сделайте поворот оверштаг, но не переносите стаксель-шкот на подветренный борт. Яхта легла в дрейф. Этот маневр можно и нужно делать с любого исходного курса, тем самым моментально остановив яхту. Если вы под спинакером, приведитесь и быстро снимайте спинакер в ветровой тени грота.
  8. Полностью выберите гика-шкот, грот теперь не представляет опасности.
  9. Проверьте, что в воде нет концов, особенно если вы несли спинакер. Запускайте мотор.
  10. Если двигатель завелся, убирайте стаксель.
  11. Под двигателем, возвращайтесь к человеку и когда рядом, кидайте данбуй и подкову. Поддержите человека, скажите что сейчас вернетесь, все будет хорошо! Попросите никуда не плыть и оставаться на месте. Пока не подбирайте.
  12. Под двигателем отходите от человека по ветру. 50-60 метров.
  13. Разворачивайтесь и возвращайтесь, стараясь держать человека в районе подветренной ванты. Таким образом, вы подойдете к человеку с наветренной стороны
  14. Останавливайте яхту и двигатель в нейтрал не доходя до человека – винт!!!
  15. Кидайте линь и подбирайте человека.
  16. То же самое что и 1) выше – оверштаг и дрейф.
  17. Но! Двигатель не завелся или его нет. Ложитесь на курс бакштаг. Если 1) сделано достаточно быстро, направление будет практически назад к человеку. Настройте грот под этот курс и перекиньте стаксель-шкот на штатный подветренный борт.
  18. Проходя мимо – выбрасывайте подкову/данбуй. Пока не подбирайте.
  19. Отойдите 50-60 метров, и сделайте поворот оверштаг.
  20. Подходите к человеку курсом бейдевинд, совместив человека и подветренную ванту. Если ветра достаточно, убирайте стаксель и подходите только под гротом, яхта будет медленно и контролируемо придвигаться к человеку и встанет с наветренной стороны.
  21. Если расстояние до человека позволяет, проверьте, что полностью растравив гика-шкот, грот начинает полоскаться. Если это так, отлично, вы сможете остановить яхту у человека отдав гига-шкот.
  22. Если при отданом гика-шкоте грот не полощется, спуститесь ниже по ветру – резко положите яхту на галфвинд на пару секунд и возвращайте назад на курс бейдевинд. Снова проверьте грот. Если полощется при отданом гика-шкоте, все ОК, выбирайте гика-шкот и продолжайте подходить к человеку.
  23. В 10-20 метрах (в зависимости от ветра и волнения) отдайте гика-шкот, грот заполощет, яхта постепенно остановится. Старайтесь рассчитать так, что бы яхта остановилась близко к человеку. Если чувствуете, что не дотянули, быстро выбирайте гика-шкот, грот заработает и даст вам пару дополнительных метров хода.
  24. Кидайте линь и подбирайте человека.

Яхта под парусом, с рабочим двигателем

Человек за бортом - подбираем под двигателем

Человек за бортом – подбираем под двигателем

Яхта под парусами, без рабочего двигателя

Человек за бортом - подбираем под парусом

Человек за бортом – подбираем под парусом

Бакштаг/Бейдевинд

Под парусами, формула бакштаг/бейдевинд – очень полезная и также часто используется при швартовке к понтону или постановке на мертвый якорь. Эти курсы взаимно обратные, 120 градусов от ветра, и 60. Обратность курсов важна в темноте, или если вы потеряли человека из виду. Если вы быстро скрутили поворот, легли в дрейф и вышли на бакштаг, то отойдя и сделав оверштаг, курсом бейдевинд вы вернетесь в то же место. Течение здесь не играет роли, оно одинаково влияет как на яхту так и на ‘Оскара’. Так же, важно помнить, что мы не забираем человека курсами галфвинд и полнее, яхта под гротом просто не остановится, парус будет работать, именно поэтому мы в первый раз проходим мимо, просто выбрасывая плавсредства.

Как подобрать человека?

Все зависит от яхты, экипажа, состояния человека. Лучшее, что вы можете сделать, это обсудить вопрос с командой во время следующего выхода. Подумайте, как это можно будет сделать на этой конкретной яхте. Это уже половина дела. Практически всегда используются лебедки, человек в мокром непроме – очень тяжелая штука. На современных яхтах легче поднимать с кормы (лестница, ступеньки). Более классические методы включают в себя гик (именно поэтому важно в конце маневра оказаться наветреннее человека, гик будет уже правильно расположен), фалы, топенант, тали или специальные системы MOB. Так же, я знаю о нескольких случаях успешного вытаскивания человека используя штормовые паруса, например трисель (небольшой и из плотной парусины), пропущенные под человека и прикрепленные к фалу. Часто используются надутые тузики, в случае отсутствия – спас. плот. Задайтесь этим вопросом заранее, и все будет хорошо!

 

Удачных тренировок!

Новости и статьи от лучшей яхтенной компании планеты
Без спама, только по делу. Отписаться можно в любой момент.
Закрыть
Shares
x
Нас читает уже более 5000 человек