Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru

Китайский фордевинд (Chinese Gybe)

Китайский фордевинд (Chinese Gybe)

“Сунь спинч в чай и вынь су хим” (c) Конфуций

Уважаемые, если вы дружите со спинакером, то вы знаете, что как только начинает дуть и появляется волна, то ошибка рулевого или команды обычно приводит к одному из двух вариантов неконтролируемого развития событий:

а) Брочинг (яхта неконтролируемо приводится)
б) Китайский фордевинд (яхта неконтролируемо уваливается)

С брочингом мы разберемся в следующем номере записок веселого спинакериста, а этот выпуск посвятим Kитаю.

ДОРОГИЕ КОПИПАСТЕРЫ. ВЕСЬ ТЕКСТ И ФОТОГРАФИИ В ЭТОЙ СТАТЬЕ ПРИНАДЛЕЖАТ КАБЕСТАНУ. ПОЖАЛУЙСТА, НЕ КОПИРУЙТЕ ЭТОТ ТЕКСТ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ.

Серия статей инструкторов Гоночной Школы Кабестан. Расписание курсов Гоночный Ликбез.


Подписаться на рассылку наших новостей можно: здесь. Если вам интересно, расскажите друзьям.

Почему он называется “Китайский фордевинд” никто, скорее всего, уже не скажет, но есть теория, что на китайских джонках они только так и поворачивали. Вряд ли, вся рыба бы вывалилась. Или что китайцы его первый раз придумали. Тоже вряд ли. Кстати, когда китайский Донгфенг отчeбучил китайский фордак во время Volvo Ocean Race, было прикольно, ничего не скажешь. Но я отвлекся.

Что такое китайский фордевинд?

Итак, вы идете под спинакером, и все хорошо. Вы впереди всего флота, вам завидуют, но знайте: соперники, которые остались позади вас, ничего хорошего вам не шлют, так что не время расслабляться! Ветер крепчает, пошла волна, яхта летит, но начинает почему-то показывать определенную нестабильность: то вдруг немного больше обычного крена “под ветер” наблюдается (еле вырулили!), то вдруг почему-то крен на ветер (это еще что такое?). Туда-сюда, туда-сюда. Некомфортно, правда?

Но вроде как справляемся. А потом, неожиданно и резко, непонятный крен на ветер. Странно. Обычно под ветер и в брочинг, да? Ан-нет, сейчас в другую сторону. И все больше и больше, сильнее крен и сильнее, уже лежим на наветренном борту – и яхта продолжает резко уваливаться, а гик все выше и выше! И тут вас посещает интересная мысль: что держит гик прям над нами, вертикально вверх? Правильная мысль, – ничего его там не держит. К моменту, когда эта мысль окончательно сформировалась в вашей голове, гик обычно уже падает вниз.

Спинакерная рея, кстати (если у вас спинакерная яхта), тоже только что (скорее всего) лопнула. Просто вы этого еще не заметили, ведь она была на наветренном борту и сейчас под водой. Добро пожаловать в китайский фордак!

Классический пример:

 

Что произошло.

Чем сильнее ветер, тем полнее мы можем идти. Мы это делаем или потому что нам туда надо или потому что мы избегаем брочинг. Что происходит:

a) Чем полнее мы идем, тем все дальше и дальше выносится на ветер спинакер рея.

b) В какой-то момент центр тяги спинакера смещается достаточно на ветер и начинает перебарывать грот, который работает в противоположном направлении. Получается раздрай и усугубляющийся эффект маятника, так как спинакер тянет не столько вперед сколько в бок, создавая крен.

c) В следующий  момент спинакер побеждает и начинает кренить яхту на ветер уже неконтролируемо, тем самым создавая поворотный момент –  в сторону увала от ветра.

d) Рулевое перо постепенно поднимается из воды и начинает работать все меньше и меньше.

e) Йииииххааааа! Яхта лежит на наветренном борту, гик торчит вертикально вверх.

f) Дальше сила притяжения побеждает ветер, и гик падает вниз.

Здесь важно подчеркнуть, что в отличие от обычного фордака, где если продолжать уваливаться, рано или поздно гик перейдет на другой галс, в китайском фордевинде гик перелетает не особо из-за ветра, а просто падает вниз из-за того, что его уже ничего не держит, а сила притяжения исключений никому, как известно, не делает. Тонкий нюанс.

Кто виноват?

Виноват спинакер. Когда рея выносится все дальше и дальше на ветер, а яхта уваливается все больше и больше, в какой-то момент центр тяги спинакера уже будет вне яхты, а спинакер будет “гулять” туда-сюда, заваливаться на ветер.

В этом ничего плохого нет: есть ситуации, когда подобная настройка нужна и важна. Но когда ветер начинает крепчать, лучше заранее усмирить спинакер. В наветренном крене тоже, кстати, ничего плохого нет, – весь вопрос в контроле яхты.

Вторично – виноват грот: он работает недостаточно по сравнению со спинакером. Скорее всего, сильно потравлена оттяжка гика, и грот не тянет.

Что делать?

На спинакере надо:

а) уменьшить тягу и

б) вернуть вектор тяги спинакера ближе к центру яхты

Для этого надо:

a) рею сместить больше под ветер (травим наветреный брас и подбираем оттяжку спинакер-реи);

b) сильнее набить подветренный шкот спинакера;

c) набить брасоловку на подветренной стороне, чем больше тем лучше.

Эти действия уменьшат тягу спинакера и направят ее в мирное русло. Важный момент: травить наветренный брас и подбирать подветренный шкот надо плавно и одновременно. Если вы просто отпустите резко брас и рея улетит под ветер, весь спинакер резко уйдет на подветренную сторону и тогда у вас резко увеличится вероятность брочинга. Так что, решая одну проблему, не создавайте себе другую. Ветер сильный – все делаем плавно.

Ну, а после этого, для пущей убедительности, задавливаем спинакер еще и брасоловкой на подветренной стороне. И будет вам счастье.

Можно также сделать спинакер более плоским, ведь чем в нем меньше «пуза», тем меньше тяги. Уплостить спинакер можно брасоловкой с подветреной стороны (это мы и так сделали), и опустить рею с наветренной стороны. Опустить и у мачты, и у конца, который в контакте с парусом. Притянуть углы вниз, так сказать.

Но манипуляции с реей обычно занимают немного больше времени. Надо пристегнуть мачтового, отправить его к мачте, – все долго. Если вам надо быстро вернуть контроль над спинакером, травите брас, добирайте шкот и добирайте брасоловку. Это быстро сбросит ненужную тягу.

ОК, со спинакером разобрались, теперь грот. На гроте надо:

а) увеличить тягу;
б) закрыть верх грота (уменьшить твист) – а для этого надо набить оттяжку гика.

Таким образом, мы делаем две вещи: верх грота не сбрасывает рваный ветер в спинакер из-за большого скручивания и грот работает более правильно, балансируя тягу спинакера.

Пример потери контроля во время поворота

Это видео наглядно показывает, что часто дестабилизация спинакера происходит в момент отстрела реи. Ведь перед поворотом мы стараемся вынести рею на ветер и увалиться, тем самым создаем идеальные условия для китайского фордака. Рея отстрелилась, спинакер качнуло пару раз с увеличивающейся амплитудой, вектор тяги спинакера неправильный и создает крен, ну и дальше по уже известному нам сценарию.

 

 

Обратная сторона медали.

Помните, что все силы на яхте должны быть сбалансированы. Если вы нарушите баланс в другую сторону, а именно: сильно выбрав оттяжку гика, потравив рею под ветер, доберете подветренный шкот спинакера и слишком приведетесь, – то результат будет противоположным, и вы улетите в брочинг. Так что нужен баланс.

Рулевой

Когда спинакер начинает играть в маятник, рулевому очень важно не усугублять ситуацию:  попытки скомпенсировать рулем надо делать постепенно. Для контроля над яхтой вода должна обтекать рулевое перо, и если вы потеряли контроль и полностью заложили штурвал на ветер, пытаясь компенсировать неконтролируемый увал, то ничего хорошего не произойдет: так часть пера, которая еще в воде, вообще перестанет работать, и яхта встанет. А без движения ни из брочинга ни из китайского фордака не выбраться.

И не надо изначально так полно идти на килевой яхте: острее, не надо чистым фордаком.

Но, как говорится, если это уже произошло, то начинаем заниматься пампингом на руле. Иногда это помогает дать яхте хоть какое-то движение.

 

racing_school_banner

 

Как выходить из китайского фордевинда.

Лучше, конечно, в него не попадать изначально. Если ветер крепчает потихоньку, старайтесь ЗАРАНЕЕ сделать все, чтобы не потерять контроль над спинчем.

ОК, лежим на борту, гик грохнулся вниз, спинакер-рея под водой, спинакер на подветренной стороне, но там же и спинакер-рея. И грот, и спинакер у нас на подветре теперь.

Гоночный день на этом, скорее всего, для вас закончился, так что теперь можно никуда не торопиться и посмотреть, что уцелело. Китайский фордак – лучший способ поломать много и быстро на яхте. Скорее всего, сломана спинакер-рея и оторвана оттяжка гика. Если не оторвана, это ваш первый ход, и мы полностью отдаем оттяжку.

Если яхта лежит и не поднимается, травим спинакер-фал, сразу метра на три. Яхта должна подняться. Начинаем убирать спинакер.

Рулевой должен справиться с последствиями шока и сделать так, что бы не произошел еще один непроизвольный фордевинд, как часто происходит.

Затянуть спинакер подветренным шкотом не получится, там спинакер-рея. Если она только не сломалась. Если сломалась, тогда отдаем наветренные шкоты и брасы, тянем подветренные и отдаем постепенно спинакер-фал. Тяжело, но рано или поздно вы спинакер затянете в яхту!

Еще один пример

Вот в этом видео произошел китайский фордевинд, – последовательность действий более или менее понятна: отдали фал и с подветренного борта, там, где был заведен брас, начинаем добирать спинакер. Руками сложно, поэтому человек работает лебедкой, там уже был заведен брас. Мачтовый, к тому времени уже отдал оттяжку. Хотя она и изначально добрана особо не была.

Интересен тот факт, что рулевой отлично справляется с процессом, пока крендель сзади не говорит, а не пора ли нам убрать спинакер. Рулевой оборачивается, переспрашивает и до свидания. Классика жанра. Не отвлекайте рулевого! :)

 

 

Босс 80-го уровня

Если у вас генакерная яхта, то тогда посмотрите на этих красавцев. This is how you race, baby!

 

 

Удачи вам уважаемые!
Юрий Фадеев.

 

Shares