Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru

Туман! Что ожидать и что делать?

Туман! Что ожидать и что делать?

ВНИМАНИЕ. КОПИРОВАТЬ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ НА СВОЙ САЙТ – ЗАПРЕЩЕНО, БЕЗ СОГЛАСИЯ АВТОРА. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ РАЗМЕСТИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ НА СВОЕМ САЙТЕ, ПИШИТЕ НА info@kabestan.co.uk.

Серия мастер-классов Юрия Фадеева вышла в 2011-2012 годах в журнале Yacht Russia.

Туман в Соленте (Англия)

Туман в Соленте (Англия)

Честно вам скажу, туман крайне неприятная штука, крайне! Помимо того, что ничего не видно, а не видно, зачастую, бывает даже носа яхта, еще и холодно, обычно мокро и ветрено, и, конечно же, местами страшновато. Акватория, со всех сторон, гудит туманными горнами, причем непонятно откуда, звонят колоколами навигационные знаки, рынды судов на якоре… Все это качественно травмирует и без того запредельно напряженную шкиперскую психику, особенно если такая ситуация наблюдается впервые!

В этом мастер-классе мы разберем самые частые типы тумана и соответственно, что ожидать – рассеется или нет, и если да, то когда. И соответственно, что делать дальше если вас ‘накрыло’. В первую очередь, хочется заметить, что если вы все еще в гавани, когда пришел туман, и вы в районе плотного коммерческого трафика, то лучше в гавани и оставаться, пока не рассеялось, так будет лучше. Но если идти надо, или же туман застал вас уже в море, то вот несколько советов, которые помогут вам справиться с ситуацией.

Итак, начнем с начала, какие туманы нас интересуют и как они вообще появляются. В море и прибрежных зонах вы, в 99% случаев, встретите или радиационные и адвективные туманы. Названия довольно зловещие, но ничего сложного здесь нет, даже если вы не запомните термины, не беда, запоминайте характеристики.

Точка росы – для понимания причин образования туманов (во всяком случае тех, которые нас интересуют), важна концепция точки росы. Простыми словами, определенная масса воздуха, при определенной температуре, может содержать определенное количество влаги. Чем больше температура этого воздуха, на данную массу, тем больше содержание влаги. Если остудить влажный воздух, до точки росы – содержание влаги в воздухе уменьшится, и через конденсацию, лишний водяной пар превратиться в туман. Чем контрастней температуры воздуха и охлаждающей поверхности, тем плотнее туман. Это, конечно немного упрощенная трактация, но идея понятна.

Радиационные туманы.

Радиационный туман, это туман появляющийся в результате охлаждения земной поверхности и массы влажного воздуха, до точки росы. Такие туманы обычно формируются в хорошую погоду, чаще всего в антициклон и легкий ветерок. Ветер здесь играет критическую роль, он создает легкую турбуленцию охлаждаемого воздуха, и способствует образованию тумана. Особенно часто, такой туман образуется в долинах и над реками, и довольно часто сползает к открытой воде, побережью, и может углубляться в море на несколько миль. С восходом солнца, воздух начинает снова прогреваться, и туман должен расчиститься. Но если стоит холодная погода, то такое безобразие может продлится и несколько дней..

Адвективные туманы

Адвективный туман образуются когда теплый, влажный воздух охлаждается во время продвижения над холодной водой (или сушей, но нам более важна вода). Такие туманы могут быть крайне масштабные, не стоит ожидать, что они исчезнут с восходом солнца, или же рассеются по мере удаления вами от суши. Сотни и сотни квадратных километров могут быть покрыты таким ‘молоком’, и что самое интересное, ветер там может присутствовать тоже очень чувствительный. Они более актуальны при циклонах, и часто требуют смены воздушной массы для рассеивания. Пока циклон не пройдет, или не сменится воздушная масса, туман будет стоять.

Воздушная масса – это довольно большой объем воздуха, имеющий относительно однородные диапазоны температуры и влажности. Грубо говоря, это огромное пространство воздуха, иногда в несколько тысяч километров, которое сформировалось в результате антициклона (в большинстве случаев), над относительно масштабной, ровной поверхностью, тем самым сохраняя ровные параметры температуры и влажности. Для полноты картины, основные воздушные массы это Polar maritime (холодный и влажный воздух), Polar Continental (холодный и сухой), Tropical Maritime (теплый и влажный, как раз то, что нужно для качественного тумана!), Tropical continental (теплый и сухой).

AIS - крайне полезный прибор

AIS - крайне полезный прибор

Что делать и как?

Итак, вы в море, и вас застал туман. Первое, что вам надо сделать это спланировать дальнейшие действия. Вам понадобится навигационный план и яхтенный план

Навигационный план

Основные вопросы, на которые надо найти быстрый и правильный ответ следующие. Куда мы продолжим движение, в виду новых обстоятельств? Где мы сейчас, и где, по отношению к нам, находится судоходный фарватер, если таковой имеется. Если вы в глубокой воде, то определенно имеет смысл срочно переместиться в безопасное мелководье. На глубине 4-5 метров вам не встретится что-либо, катастрофически большое! Так же, есть ли места, где мы можем безопасно кинуть якорь и переждать, если ожидается прояснение? Если прояснение ожидается и время позволяет, не задумываясь кидайте якорь, ставьте чайник и ждите, вы сэкономите себе массу нервов. Очень важно, так же, выяснить где ближайшие навигационные опасности и как мы можем их избежать, в виду плохой видимости?

Если прятаться некуда, мелкой воды вокруг не наблюдается, или во всяком случае во всех остальных доступных местах ситуация ожидается не лучше, чем сейчас, и надо продолжать двигаться, то тогда навигационный план, скорее всего останется как и прежде, и вам остается только подготовить саму яхту к походу в тумане. Но с точки зрения навигационного плана, базовые моменты здесь просты:

  • Избегайте интенсивных участков движения судов.
  • Не приближайтесь к опасным навигационным участкам.
  • При входе в полосу тумана или при начале его формирования, нанесите на карту и в судовой журнал точное положение яхты. После этого старайтесь записывать всю доступную информацию, включая глубины, ветер, давление, течение, помимо стандартного набора (курс, скорость и так далее), каждые 15-30 минут.
  • Сейчас самое время вспомнить все, что вы знаете о счислении положения яхты (смотрите мои мастер-классы в YR прошлых месяцев) и начать этим заниматься.
  • Период между отметками положения на карте следует уменьшить, максимум до 30 минут. Особенно, если вы используете GPS; они имеют отвратительную тенденцию глючить в тумане или вообще ломаться в самый неподходящий момент.

Яхтенный план

Вам надо подготовить яхту к безопасному передвижению в тумане:

  • Выберите максимально безопасную скорость на данную видимость. Обычно это 3-4 узла. Яхта легко маневрируема и, в то же время, идет с контролируемой скоростью. Если что-либо внезапно появилось перед вами, вы сможете отвернуть.
  • Включите навигационные огни
  • Прикрепите радиолокационный отражатель, как можно выше, если он не установлен стационарно.
  • Если туман совсем плотный, а расстояния позволяют, возможно стоит убрать паруса и продолжить движение под двигателем
  • Оденьте спасательные жилеты на себя и команду. Даже на экипаж, отдыхающий внизу. Проведите брифинг с командой, что делать в случае столкновения.
  • Если вы посылаете кого-либо на нос, как вперед-смотрящего, пристегните его или ее. Не пристегивайте остальных членов экипажа, возможно вам понадобится быстро покинуть судно.
  • Если у вас есть радар, включайте радар и назначьте на него отдельную, постоянную вахту
  • Если есть AIS, обязательно включайте.
  • Подавайте правильный звуковой сигнал! Если вы:
    • Идете под двигателем – длинный гудок (3-5 секунд), не реже 2-х минут
    • Идете под парусами – длинный гудок (3-5 секунд), плюс два коротких (1 секунда), не реже 2-х минут
    • Стоите на якоре – учащенный звон гонка/рынды (5 секунд), не реже 1 минуты. Опять же, выбирайте место стоянки максимально защищенное, тогда возможно не придется звонить каждую минуту!
  • Если вы на ходу, под двигателем, то периодически глушите двигатель и прислушивайтесь к тому, что происходит вокруг
  • Возьмите ответственность за столкновение на себя, не рассчитывайте на другие суда, они могут вас не видеть и не слышать.
  • Если есть возможность, подготовьте надувной тузик и тяните его за яхтой.
  • Подготовьте белые и красные ракетницы и доступ к спасательному плоту.

Удачи, и безопасной навигации!

Юрий Фадеев

Новости и статьи от лучшей яхтенной компании планеты
Без спама, только по делу. Отписаться можно в любой момент.
Закрыть
Shares
x
Нас читает уже более 5000 человек