Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru

Девять Эпик Фейлов курсантов нашей яхт-школы :-)

Девять Эпик Фейлов курсантов нашей яхт-школы :-)

Веселые Записки Инструкторов Школы RYA Кабестан!

Через нашу школу, ежегодно, проходят сотни и сотни замечательных курсантов. После многих лет преподавания морякам и морячкам премудрости парусной науки, мы решили собрать небольшую, в первую очередь, шуточную!, коллекцию эпик-фейлов наших студентов, которые встречаются с завидной постоянностью.

Эти изречения и ситуации, сами по себе, являются довольно безобидными, на первый взгляд, но ведут иногда, к самым катастрофическим последствиям. Так что будьте внимательны, уважаемые студенты! Happy Sailing!

#1 – Девиация тут маленькая, а склонение тоже не актуально.

funny-sea-seamless-pattern-ships-15168018Эххх, если бы мы получали по рублю, в нашу инструкторскую копилку на чай и печеньки, за каждый раз когда студент произносит это! Набралось бы уже на пол-кило хорошего шоколада, прямиком из Брюгге, вместе с билетами. Наши инструктора считают это грех сравнимым с разве что, отказом использовать ручной пеленгатор.

Но вот что странно, и все опрошенные инструктора это подтверждают – так говорят только мальчики. Девочки почему-то считают и девиацию и склонение крайне важным фактором морского дела. И правильно делают. Действительно забавный факт, но гендерное различие навигаторских навыков очевидно!

Частым (и регулярно нами наблюдаемым!) реультатом такого подсчета является приезд в Гавр вместо Шербурга. Я спросил разрешения у трех курсантов упомянуть этот эпик-фейл, они разрешили :-) Ошибка в расстоянии вдоль побережья как раз была на расстояние девиации и магнитного склонения. Так что не расслабляйтесь, в начале сезона на Ночной Сове (одной из наших учебных яхт), девиация на компасе была 12 градусов. А склонение, например, на Карибах, достигает 15-ти градусов. А это очень много.

#2 – Я буду швартоваться по течению, так быстрее и логичнее.

BellaMenteИ иногда это неизбежно, но если есть возможность, этого надо избегать. Но, почему-то, психологически, первый ответ на вопрос ‘По или против?’, тенденция отвечать ‘По течению’.

Помните: всегда, по возможности, подходите против течения. Классика жанра – против сильнейшего элемента, если ветер сильнее, то по канонам – против ветра, но жизненные реалии швартовки в гаванях таковы, что ветер должен быть раза в 4 сильнее течения, что бы хотя бы начать задумываться о том, что бы швартоваться по течению. И будет вам счастье!

И что бы сделать этот пункт еще более полезным, объясним почему: Когда яхта идет против течения, присутствует сильное давление воды на рулевое перо (что дает максимальную маневренность, даже с практически нулевой скоростью). Если же яхта идет по течению, то скорость яхты должна быть близка к скорости течения или выше, что бы сохранять адекватную маневренность. А если течение 3 узла, это уже сильно больше скорости используемой при швартовке.

Кстати, не думайте, что течения только у нас в Англии актуальны, из под моста в Трогире (Хорватия) течение ого-го, что делает швартовку в гавани Трогира очень зрелищной!

#3 – Да, я вижу, что он должен мигать 3 раза каждые 10 секунд, видимо он теперь по другому мигает. И его сдвинули чуть левее, да?

http://www.dreamstime.com/-image3153306Страшная вещь, самовнушение. Иногда, особенно в стрессовых ситуациях, а иногда и просто так, организм и внутреннее ‘Я’ способны запросто уговорить ваш мозг поверить во все что угодно…

Вы видели в фейсбуке видео про черные и белые пирамидки, там нормальных людей за 5 минут сбивают с толку в расслабленной обстановке с чайком, а тут, на яхте, ночью, все мигает как попало… Действительно, непросто. И организм уходит в астрал, пытаясь выдать желаемое за действительное. И, конечно же, найти этому правдоподобное объяснение, желательно быстро, яхта-то вперед едет.

Наш вам совет. Если бакен должен мигать 3 раза в течении 10-ти секунд, а так не мигает, значит это другой бакен. Не пытайтесь найти ничему объяснение. Верьте своим глазам и берите ожидаемые пеленги на нужные бакены. Это очень важно.

Если вы ищите какой-то бакен, то на карте подсчитайте как можно точно, где он должен быть, используя транспортир/штурманскую линейку. Затем возьмите ручной пеленгатор, и посмотрите в нужном направлении, которое было получено из карты.

Не пытайтесь найти ориентиры ‘на авось’, вы увидите что-то другое и потом себя уговорите, что так и должно быть. Это очень часто происходит в сложных акваториях. Верьте вашим глазам и картам. Бумажным!

#4 – Нет, ну честно, вы правда пользуетесь приливными таблицами и бумажными картами? У меня Навионикс, там все есть, дать ссылку?

seamless-adventure-map-pattern-25593022Что плавно приводит нас к пункту #4. По абсолютно единогласному мнению инструкторов, это самое частое. Хотим мы этого или нет, современные технологии прочно вошли в нашу яхтенную жизнь. Зачем покупать карты для плоттера за 300 евро за небольшой район, если можно скачать всю средиземку за 40 евро?

Фу Фу Фу! Не, ну не совсем фу фу фу, конечно же, так как мы сами всегда используем ай-пады и ай-фоны, а на гонках так вообще целый арсенал техники считает за нас когда лучше повернуть, но на штурманском столе у нас всегда бумажная карта. Всегда. И в голове план ожидаемых глубин на следующий час. И это нас нередко спасало, потому что за десятки и десятки тысяч пройденных миль, хотя бы за последние несколько сезонов, ай-пады и навиониксы ошибаются иногда так, что если бы не бумажные карты на столе, все было бы печально. Вспоминается недавний случай на карибах, в одной из гонок, когда сквозь дрему я услышал, что в кокпите обсуждают глубины. Должно было быть минимум 40 метров, так говорил нам Навионикс. А было 7.

Моментальный поворот спас нам киль, а последующий анализ трека показал, что мы вообще прошли посередине острова, ну а на бумажной все было правильно. Необычная ситуация для курсантов, но необычные ситуации имеют тенденцию часто встречаться в море.

Да и никаких нормальных данных для рассчета течений вам эти штуки не дадут, а без этого вы будете ехать сильно дольше, что бы вам не говорили, даже и не спорьте. Так что привыкайте к бумажным картам и учитесь хотя бы базово считать течения, это не сложно!

#5 – Мы всегда привязывали завал-таль к вантам

sinking-shipЯ не знаю, кто начал эту моду, но это феномен последних двух лет. Наверное где-то есть капитан, который массово показывает это людям, как раньше на ярмарках показывали бородатых женщин, а люди слушают, а затем приезжают на курсы и рассказывают нам. Кошмааар! Это реально ой-вей, в общем, не надо к вантам! Останетесь без мачты/гика/обоих. Только через утку/блок на носу и назад в кокпит, на лебедку. Так и только так. Никаких вант!!

На моем опыте наверное штук пять поломанных гиков и мачт, не в моем исполнении, слава Богу, но тем не менее, в непосредственной близости. Так вот. Не привязывайте к вантам, потому что если произойдет сильный непроизвольный фордак (а когда еще нужны завал тали), то вырвет ванты легко и беззаботно. Особенно это касается так называемых “струн”, которые просто не особо предназначены для рывков в неправильном направлении и лопнут.

Ну и на более обыденной ноте, даже если ничего не поломается, все равно перед фордаком надо кого-то посылать к вантам, отвязаться. Так что лучше заранее провести через утки/блоки на носу, а еще лучше сразу завести два, под левый и правый галс! И будет вам счастье и безопасность!

#6 – Отталкивайся, отталкивайся!

football-helmets-15432706Обычно эти слова можно услышать во время отхода от причала. Вы стоите лагом, ветер навальный, не проблема, оттолкнемся, побольше газу, все будет хорошо! Не будет. Или если будет, то вам просто повезло. Учитесь использовать шпринги и будет вам счастье.

Шпринги и поворотные моменты сделают ваши приключения в гаванях абсолютно тусклыми и обыденными. Что и требуется, ведь нам не нужен цирк в гавани и крики ‘отталкивайся’! Все должно происходить тихо и спокойно. Смотрите наш мастер-класс вот здесь: http://www.kabestan.ru/articles/springs/

Если у вас сейчас нет времени, то просто заполните, что с помощью правильно заведенных концов, находясь у причала, яхту можно разворачивать как угодно, в любом направлении, для того, что бы занять нужное положение относительно других яхт/течения/ветра без продвижения вперед или назад вдоль понтона. Это очень важный момент. Без движения вперед назад относительно понтона вы можете развернуть яхту и отойти безопасно и контролируемо. Не зависимо от того, что делает в это время течение и ветер. И даже развернуть яхту в нужном направлении в средиземноморских условиях швартовки, когда яхта стоит не лагом а кормой!

Волшебство и шаманство, говорю я вам, вот вам ссылка на будущее.

 

#7 – Часы на стене показывают 8 вечера, я забыл, что мы только что позавтракали!

game-over-16854712Это классический эпик фейл, который происходит не так редко как хотелось бы. Помните, что ваши реалии всегда должны соответствовать тому, что вы рисуете на карте и тому, что в ваших рассчетах.

Если часы в салоне яхты остановились и показывают 8 утра, а у нас только что был обед, и планируется вечерняя навигация, то возможно в часах просто села батарейка, не надо слепо использовать то, что показывают вам приборы.

Согласен, ошибки GPS или электронного компаса очень сложно сразу заметить и отследить, но тот факт, что корабельные часы уже давно стоят вы должны заметить :-) Чесное слово, 4 раза, на моей памяти, полтора часа рассчетов заканчивались эпик фейлом потому что текущее время было использовано неверное, а именно, часы стояли или показывали время будильника.

Классика.

#8 – Это северный кардинальный знак, значит опасность на юге. Или же, это северный кардинальный знак, значит его надо оставить южнее. И еще несколько интересных интерпретаций :-)

accident-regatta-18813346Многие помнят как выглядят, как расскрашены и как мигают кардинальны знаки, вы же помните, да? Их четыре вида, южный, северный, западный и восточный. Многие так же помнят, как их узнать по треугольникам, например пальмы и елки! Легко запоминается.

Путаница обычно возникает там, где ее не должно быть 100%, так как кардинальные знаки просто так нигде не ставят. Помните, что кардинальные знаки говорят вам только одно: Где безопасная вода. Например, северный кардинальный знак говорит нам, что чистая, безопасная для навигации вода – к северу от этого знака. На сколько она безопасная, и на какое расстояние на север эта безопасность распространяется – увидеть можно только на карте. Здесь нельзя ничего додумывать, только факты.

Так же, знак не говорит нам ничего о самой опасности, она может быть абсолютно где угодно, и к югу от знака, и к востоку и к западу. Об опасности – ни слова. Только о чистой воде.

Яхта должна находится севернее северного кардинального знака. Южнее южного и восточней восточного. И западнее западного. А если не смотреть на карту, то рано или поздно вы примите как должное, что 200 метров севернее чем северный кардинальный знак все тоже ОК. Не факт, там может быть все что угодно, просто южный кардинальный знак не поставили!

#9 – Мы проехали приблизительно 2 мили, осталось еще приблизительно 500 метров и можно поворачивать!

businessman-asking-help-investment-cartoon-concept-29933101И тут же сесть на мель, что частенько происходит с нашими кандидатами на RYA Yachtmaster Offshore во время подготовки к экзамену. Дей Шкиперов мы обычно останавливаем и поправляем, ну а яхтмастеры – другое дело, если погодные условия позволяют безопасно проучить курсанта, конечно же, то почему бы и не сесть на мель, отличное упражнение.

Итак, мораль сей басни – никаких приблизительно. На всех яхтах где установленна хоть какая-то электроника есть функция пройденного расстояния. Их даже два, обычно. По GPS, и по лагу, маленькому колесику под яхтой, с лопастями, оно вертится и показывает скорость относительно воды и, соответственно, расстояние.Не надо делать свою жизнь сложной. Если вы планируете лоцманскую проводку, включайте в план поворотов и меток еще одну колонку – расстояние по лагу. И будет вам счастье.

Но, конечно же, и здесь не все так просто, ведь колесико не учитывает течения… Это ведь скорость относительно воды… Можно ведь ехать со скоростью 5 узлов относительно воды и стоять на месте относительно грунта…. Да и кто его знает, как оно откалибровано… Но это уже совсем другой эпик фейл!

Удачи!
Юрий Фадеев

Школа Кабестан, Hamble, Англия.

Новости и статьи от лучшей яхтенной компании планеты
Без спама, только по делу. Отписаться можно в любой момент.
Закрыть
Shares
x
Нас читает уже более 5000 человек