Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru

Магнитное склонение, девиация и дрейф по ветру

Магнитное склонение, девиация и дрейф по ветру

ВНИМАНИЕ. КОПИРОВАТЬ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ НА СВОЙ САЙТ – ЗАПРЕЩЕНО, БЕЗ СОГЛАСИЯ АВТОРА. ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ РАЗМЕСТИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ НА СВОЕМ САЙТЕ, ПИШИТЕ НА info@kabestan.co.uk.

Серия мастер-классов Юрия Фадеева вышла в 2011-2012 годах в журнале Yacht Russia.

Продолжая тему навигации, в этом мастер-классе мы разберем поправки которые необходимо применить к курсам на карте, перед тем как рулевой сможет применить их, для того что-бы провести яхту от А до Б. Эти фундаментальные знания подготовят нас к темам следующих мастер-классов, а именно расчету курса с учетом течений.

В солнечный воскресный день мы хотим пройти расстояние в 7 миль от Gurnard Island до Pentire Island. Это в акватории где нет течений, так что теоретически все просто, чертим линию генерального курса на карте, считываем с плоттера курс и вперед. Но нет, на самом деле все немного сложнее и интереснее!

Вот наш генеральный курс:

Используя плоттер, мы видим, что требуемое значение равно 062°. Если мы будем следовать 062°, то скорее всего, во многих акваториях, мы выйдем приблизительно к нужной точке, особенно если расстояния не велики, и все будет хорошо. Тем более, по мере приближения к точке назначения, мы всегда сможем скорректировать курс или по GPS, или же визуально. Такая беспечность возможно и не станет опасной если вы в акватории с минимальным магнитным склонением и девиация на судовом компасе тоже нулевая, как и дрейф по ветру, ну а погода всегда идеальная! В реалиях же, эти значения никогда не равны нулю и используя их как поправки вы сэкономите себе массу времени и избежите неприятных ситуаций. Итак, что значат эти загадочные слова:

Магнитное склонение.

Как вы знаете, на большинстве карт север у нас всегда сверху карты. Это очень удобно и легко понятно даже начинающим навигаторам, но опять же, не совсем соответствует действительности. Представьте себе карту России, в обычной Меркаторовой проекции, где-то слева у нас Санкт Петербург, а справа Чукотка. Если мы нарисуем прямую наверх карты, из Питера, прямая будет показывать на север, или же прямую наверх из Чукотки, она тоже будет показывать на север. Эти прямые указывают на географический северный полюс, в Меркаторовой проекции он всегда сверху карты, в любой точке мира. Если на карте все просто, то ручной пеленгатор не будет себя вести так предсказуемо, ведь он не знает ничего о нашей карте, а показывает на магнитный северный полюс. (Здесь, кстати, тоже не все так просто, показывает он на самом деле на южный, но выбросьте пока это из головы, стрелка которую вы видите показывает на север, это все что нам нужно). А ведь магнитный северный полюс не может быть и над Питером, и над Чукоткой! Он где-то посередине, и на самом деле полюс постоянно движется.

Исходя из этого, будет определенная разница, между курсом на север нарисованным на карте (курс указывает на географический северный полюс) и курсом на магнитный север по ручному пеленгатору. Эта разница меняется в зависимости от того, в какой точке мира мы находимся и называется магнитным склонением. Я привел, как пример, направление строго на север, но конечно же, эти поправки касаются любых направлений.

Склонение может быть на Восток или же на Запад и обозначено на карте, следующим образом:

Читать обозначения следует так: В 2005-м году в данной точке склонение было замерено и равно 7° 30-ти минутам на запад (W означает West). Так же, ежегодно разница уменьшается на 8 минут на восток (Е – East). Соответственно, у нас сейчас 2012-й год, то есть 7 лет после 2005-го года. Разница в 2012-м году равна: 7° 30 минут минус 56 минут (7 лет умножить на 8 минут). То есть, меньше практически на градус, и равна 6°, 30-ти минутам. 30 минут это половина градуса, учитывать половину градуса не нужно, так что ограничимся 6° на запад.

При переходе из истинного курса (тот который на карте) в магнитный (тот который на ручном пеленгаторе) мы прибавляем западную поправку и отнимаем восточную. Это просто надо запомнить. Соответственно, наши 0° истинного курса будут равны 6° на ручном пеленгаторе. 90° на карте будут равны 96° на пеленгаторе, 135° будут равны 141° и так далее. Если бы магнитное склонение было на восток, мы бы отнимали поправку, и 0° было бы 354°, 90° стали бы 84° на ручном пеленгаторе а 135° было бы 129°. Как вы видите, поправки на магнитное склонение бывают очень чувствительные, в некоторых акваториях они достигают 10°, а это очень и очень много. Но теперь склонение вам не страшно, вы знаете как его использовать!

Девиация.

Итак, мы нанесли генеральный курс на карте, у нас получилось 062°. Магнитное склонение у нас 6° на запад, соответственно мы получили нужный нам магнитный курс: 62° + 6° = 68°. Это магнитный курс, и следовать ему мы можем по ручному пеленгатору. Но, на яхтах ручной пеленгатор обычно не используется для управления яхтой, обычно в нашем расположении стационарный корабельный компас, удобно расположенный в кокпите. Если бы все в этой жизни было просто, мы смогли бы использовать магнитный курс на корабельном компасе и он бы привел нас в нужную точку. Но, к сожалению, он скорее всего не приведет, так как мы так же должны учитывать девиацию. А девиация это разница между магнитным курсом на ручном пеленгаторе и компасным курсом на корабельном компасе. И, к сожалению, эта разница индивидуальна для каждого компаса! Если вы помните книжку ‘15-летний капитан’, то там есть замечательный пример девиации. Злой кок Негоро, лютый враг героя романа, подложил под компас железный топор! И наш герой, ничего не подозревая, уплыл совсем не туда куда было нужно. Отклонение компаса за счет посторонних предметов и есть девиация, и именно поэтому она разная для всех яхт. Вокруг компаса всегда есть мачта, двигатели, штурвалы и так далее. Из за всего этого появляется определенное отклонение компаса. В качественных компасах девиацию можно всегда свести практически к нулю (для этого вам потребуются услуги компасных дел мастера), а на остаточную девиацию вы или сами, или же с помощью мастера, сможете составить таблицу девиации. В сознательных чартерных конторах на каждой яхте в их управлении будет такая таблица. Выглядит она вот так:

Таблица склонения – Яхта ‘Intuition’, 2012-й год.

Подсчитать девиацию не так сложно, вам потребуется несколько объектов с различными пеленгами, желательно на берегу, очень удобно использовать для этого створы, которым можно довольно легко следовать. Вам нужно будет записать разницу между истинным/магнитным курсом и компасным. Алгоритм прост, но, как вы понимаете, довольно трудоемок. Я несколько раз составлял таблицу девиации для наших яхт, обычно это занимает несколько часов для каждого компаса! Не стоит игнорировать девиацию, на многих чартерных яхтах она не редко достигает 10°, а если на яхте два компаса (обычно если наблюдается два штурвала), то жизнь становится на порядок сложнее, например на одной из наших яхт до коррекций разница между левым и правым компасом на некоторых курсах достигала 15°! Если об этом не знать, можно оказаться очень далеко от нужной точки назначения. Если у вас показания корабельного компаса приводят к не совсем правильным результатам, при качественной работе рулевого и навигатора, возможно девиация на судне больше чем вам кажется.

И, конечно же, во всем сказанном выше, мы подразумеваем, что ручной пеленгатор не подвержен девиации, так как является переносным, а девиация требует привязки к конкретному месту на борту. Тем не менее, старайтесь использовать пеленгатор подальше от мачты или металлических вещей кокпита. Так же, в наше время к очень интересным результатам приводит мобильный телефон лежащий в кармане рулевого (как раз на уровне компаса!). Несложные опыты показали отклонения до 30° при входящем звонке, так что осторожнее :-)

Возвращаясь к девиации, у нас был истинный курс (на карте) 062°, мы добавили склонение (6° на запад) и получили 68°, и теперь мы используем таблицу девиации для яхты INTUITION, на которой мы совершаем путешествие. Девиация на 68° равна 1°на запад. Девиация работает таким же образом, что и склонение. Если мы хотим получить компасный курс из магнитного, мы прибавляем западную поправку и отнимаем восточную. Соответственно, компасный курс у нас получается 68° + 1° = 69°. И именно это значение, 69°, мы можем дать нашему рулевому, который использует корабельный компас для управления яхты.

Дрейф от ветра

Полученные выше 69° довезут нас с большой вероятностью до точки назначения, если яхта идет строго этим курсом и не смещается ниже по ветру. Такое смещение минимальное у моторных яхт, которые передвигаются относительно быстро и не используют ветер как движущую силу. Яхты идущие под парусом двигаются не только вперед, но и в направлении ветра. Особенно масштабный дрейф наблюдается на острых курсах, постепенно уменьшаясь и приходя к нулю на полных курсах.

Соответственно, угол дрейфа зависит от:

  • силы ветра
  • курса относительно ветра
  • рифления парусов (обычно, чем выше рифы, например на стакселе со скруткой, тем больше дрейф от ветра). На одной из наших школьных Баварий, под третьим рифом на стакселе и гроте в сильный ветер (30 узлов), дрейф по ветру в бейдевинд может достигать 20°!
Дрейф по ветру

Дрейф по ветру

В классической навигационной литературе, формула расчета угла дрейфа приближена к формуле по которой, как минимум, запускают космические корабли в космос. Запомнить ее нам яхтсменом абсолютно невозможно да и не нужно, замечательно работает следующее:

На острых курсах, делите ожидаемую скорость ветра в узлах на 3 и вы получите угол дрейфа на остром курсе. Если вы измеряете ветер по шкале Бофорта, то тогда балл надо умножить на 2.

На более полных, курсах например на галфвинде, это значение уменьшится, а на полных, будет равно нулю. Более точно вы научитесь определять дрейф с небольшим опытом, любой переход научит вас этому если вы потратите немного времени сравнивая компасный курс и курс относительно грунта (при отсутствии течения, конечно же). Более точная формула не особо нужна, в конце концов навигация не всегда наука и очень часто искусство.

Итак, добавим к нашему переходу информацию из прогноза погоды: В утреннем прогнозе сообщили, что ветер ожидается северный, 15 узлов. Получается что переход будет практически в бейдевинд – максимальный дрейф! Соответственно наш дрейф будет 5 градусов, и если мы будем идти компасным курсом 69°, северный ветер снесет нас южнее и курс относительно грунта будет на 5° больше. Исходя из этого, если мы хотим 69°, то идти нам надо изначально на 5° меньше, а именно 64°. Результативный курс с учетом дрейфа тогда будет 69°. То что нам нужно!

Если бы ветер был южный, например, у нас получился бы галфвинд или бакштаг, и дрейф можно было бы взять как 3°, для начала. Если слишком мало, это станет понятно в течении первого часа и вы сможете скорректировать угол дрейфа. Так как ветер южный в этом случае нам надо было бы идти 72°, и при дрейфе в 3° севернее, мы бы получили курс относительно грунта нужные нам 69 градусов.

Итак:

  • Магнитное склонение
  • Девиация
  • Дрейф по ветру

 

Следующий раз вы в море, попробуйте правильно подсчитать нужный курс, результативная точность вас приятно удивит!

Удачи!

Shares