Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru

Борис Лысенко

quotes

«Парусный спорт как иностранный язык или езда на велосипеде: то, чему быстро учишься в детстве, остается с тобой на всю жизнь».

Спецпроект Кабестана: Faces & Races. Записала: Алена Лисецкая

Не моя заслуга, что я попал в парусный спорт. Это врожденное: папа был яхтсменом, брал меня на воду с младенчества, и как только я научился плавать, привел в московский яхт-клуб «Спартак» и сдал тренеру Екатерине Сахаровой.

Два года в детской парусной школе дают тебе столько гоночных знаний, сколько десять лет любительских регат в зрелом возрасте. Как иностранный язык или езда на велосипеде: то, чему быстро учишься в детстве, остается с тобой на всю жизнь.

День проходил так: завтрак, а потом — яхт-клуб до посинения. Нас гоняли с утра до вечера, и мы рады были весь день проводить на воде. Домой возвращались поздно, голодные как неизвестно что.

Я не умею спать в гонке. Сменяется вахта, я спускаюсь вниз и чувствую там, внутри, все, что происходит на палубе..

Начинал я шкотовым на «Кадете», мы все так начинали. Потом «Оптимист», там ты сам себе и капитан, и рулевой. Потом «Финн», 470-е, национальный класс «M», третье место в Москве, девятое в Союзе… А потом пришло время студенчества, семьи, диссертации, карьеры, и почти на десять лет я выпал из парусного спорта.

Конечно, я гоняюсь за результатом. Процесс тоже важен, я даже с удовольствием пересматриваю видео с ошибками или смешными эпизодами, но настоящий гонщик — тот, кто работает на результат.

Последние пятнадцать лет у меня была собственная яхта, «Антарес», четвертьтонник «Конрад 25Р». Мы расстались прошлым летом. Я почувствовал, что пора продать. С яхтами так: бывает время, когда надо купить, а бывает — когда продать.

Российские реки и акватории незаслуженно заброшены: наши новоявленные яхтсмены не видели с воды ни Ладожского озера, ни Онежского, и даже не представляют, насколько они прекрасны.

Я не люблю слово «яхтинг». Есть парусный спорт и есть водный или морской туризм. Между прочим, российские реки и акватории незаслуженно заброшены. Наши новоявленные яхтсмены не видели с воды ни Ладожского озера, ни Онежского, и даже не представляют, насколько они прекрасны.

Я мечтал побывать в Англии, на родине парусного спорта, и в 2010-м году попросился к Юре Фадееву, который собирал экипаж на Cowes Week. Вспоминаю это как приключение: полный флагов, чисто парусный Каус, бешеные гонки по многочисленным буям, коварные течения и приливы-отливы, гостиница с узкой лестницей и тесным маленьким номерочком… Все оказалось именно таким, каким и должно было быть.

Я страшно гневался на гонке вокруг острова Уайт, когда приехал в Солент во второй раз. Представьте: отлично идем, от кормы до ближайших конкурентов полмили, мы огибаем последний буй и уже сверлим дырочку в пиджаке — и тут выключается все: ветер, солнце, паруса… Остается только попутное течение в 3,5 узла и ночь! А опыта гонок на таких течениях у нас нет. Бросить якорь и дождаться бриза? Кто же знал! И мы вроде как первые, и на траверзе уже Каус, а в сторону финиша никакого движения. Нас так мимо и пронесло, пришлось против течения выскребаться. Финишировали предпоследние, расстроенные и ошарашенные, потому что ни в какой другой акватории такое невозможно.

На «Кабестане» есть то, что нужно нашему брату: конкуренция и хорошая атмосфера. Верно говорят, что подобное тянется к подобному, на регате нет быдла.

На «Кабестане» есть то, что нужно нашему брату: конкуренция и хорошая атмосфера. Верно говорят, что подобное тянется к подобному, на регате нет быдла. Огромная заслуга Юры, что он не готов брать деньги абы с кого, лишь бы заработать. Когда я рекомендую «Кабестан», я говорю, что это регата для тех, кому важны люди вокруг, а не три копейки сэкономить.

Не терплю, когда на любительские регаты нанимают профессиональных гонщиков. «Я так учусь». Нет, ребята, так не учатся! Учатся на собственном опыте, на своих ошибках, на их анализе и на ощущениях, а этот дорогущий профи просто отберет у тебя штурвал в самый важный момент. А даже если не отберет, все равно у него в голове 48 параметров, которые он ни тебе, ни себе объяснить не сможет.

Новые капитаны гораздо лучше швартуют яхты, чем мы, с сорокалетним стажем, но не привыкшие к большим яхтам. У них практика, отходы-подходы, в школах этому специально учат. Я же приезжаю на регату дважды в год и каждый раз в марине стараюсь не ушибить лодку — аккуратненько «скребусь». Если бы в 2010-м в Англии не было подсказок от Юры, то на сильном течении я бы наломал дров.

Нанимая на гонку сторонних профессионалов, не учатся. Учатся на собственном опыте, на своих ошибках, а этот профи просто отберет у тебя штурвал в самый важный момент.

Fastnet, Rolex Middle Sea Race, трансатлантика — это все не для меня. Я не умею спать в гонке. Сменяется вахта, я спускаюсь вниз и чувствую там, внутри, что происходит на палубе — увал, привод, поворот, смена парусов, снова увал… Я, бывало, не спал по двое суток, когда мы гонялись на четвертьтонниках по Онеге.

Капитан должен быть внимательным всегда. Как-то мы успешно гонялись на Bavaria Cup: все время лидировали, висели на первом гвоздике. А тут маршрутная гонка, выходим — и начинаем неумолимо отставать, все обгоняют нас как стоячих. Разрыв — в милях, мы ничего не понимаем, передергали все веревки, а тащимся все равно последними. Незадолго до финиша обнаружили, что забыли поднять подрульку, и она нас тормозила на полтора-два узла. Кто знает конструкцию подрульки на First 45, тот поймет.

Я с искренним интересом и удовольствием гоняюсь на SB20 в Москве. Там соперники — люди, которые платят за гонки и тренировки. Это характеризует их желание: они отдают деньги и хотят получить максимум удовольствия и результата. Люди не тратят время на перекусы и пьянки, регулярно, эффективно тренируются, с ними становится уже трудно и интересно.

Для каждого периода успех разный. Нельзя же всю жизнь потрясать медалями, завоеванными в СССР.

Для каждого периода успех разный. Нельзя же всю жизнь потрясать медалями, завоеванными в СССР. Мои лучшие результаты за последние годы — это победа на Bavaria Cup в 2010-м и первое место на Чемпионате России 2015 в четвертьтонниках.

Команда должна сначала выполняться, а потом обсуждаться, и лучше когда-нибудь потом. На яхте нельзя терять внимание, нужно предвидеть и замечать все. Видишь ситуацию? Не надо ничего никому объяснять, сначала отдай команду, а потом все остальное.

Я бы не стал ни о чем расспрашивать именитых яхтсменов. Послушать технические советы полезно, но выдающиеся гонщики редко чем-то делятся. Я вообще замечаю, что самые лучшие гонщики — не всегда самые лучшие люди. Отчего так?

Я верю в презумпцию человечности, неидиотизма. Это по-европейски: относиться к новым, незнакомым людям с позиции полного уважения, пока они не докажут, что этого недостойны. К сожалению, россияне обычно поступают наоборот. Мне кажется, это длинный путь, неправильный.

Все материалы, опубликованные на этом сайте, являются собственностью яхтенной компании “Кабестан”. Пожалуйста, не копируйте текст без разрешения. Если вы хотите использовать какие-либо материалы, пожалуйста, свяжитесь с нами — info@kabestan.ru

21–я регата Кабестан – Хорватия 2017

 

Крупнейшая российская регата: драйв, брызги, парус, адреналин — это все наши майские праздники!
За 13 лет более 6000 человек доверили нам свои отпуска и не пожалели.

Узнай подробности!


Comments system Cackle

Shares