Россия: +7 499 963 00 23 | Великобритания: +44 7980 21 30 20 info@kabestan.ru

Спинакер – 11 сакральных ремарок!

Спинакер – 11 сакральных ремарок!
ДОРОГИЕ КОПИПАСТЕРЫ. ВЕСЬ ТЕКСТ И ФОТОГРАФИИ В ЭТОЙ СТАТЬЕ ПРИНАДЛЕЖАТ КАБЕСТАНУ. ПОЖАЛУЙСТА, НЕ КОПИРУЙТЕ ЭТОТ ТЕКСТ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ.

Подписаться на рассылку наших новостей можно: здесь. Если вам интересно, расскажите друзьям.

 

blown_kite

Как сделать так, что бы так не произошло :)

Ремарка #0. Про что эта статья

Это не пособие на тему ‘Как поставить спинакер’. Учиться этому лучше на практике, когда вам руками покажут, что куда крепить и почему. Эта статья, скорее, траблшутинг пособие для продвинутого юзера, а именно человека, который в принципе знает как поставить спинакер, но не совсем уверен в конечном результате :) Enjoy!

Если вы хотите попробовать все это на практике, в спокойной обучающей обстановке, ждем вас на наши супер-популярные курсы ‘Гоночный Ликбез (с)‘.

Глоссарий:

  • Рея: спинакер-рея или спинакер-гик. Как вам удобнее.
  • Остальное все должно быть очевидно :)

 

Ремарка #1. Увал перед постановкой.

Начнем с простого. Перед постановкой и уборкой вам следует увалиться. Все об этом знают, но почему-то половина новичков об этом забывают в самый важный момент, а именно, когда спинакер надо поставить или убрать :-)

Зачем это делать? Во первых, чем глубже курс тем менее эффективен спинакер и более контролируема яхта. Совсем не интересно улететь в брочинг в тот самый момент когда вы хотите спинакер наконец убрать. Поэтому уваливайтесь, уважаемые, и будет вам счастье. Второе – ветровая тень, если вы увалитесь, то спинакер будет в ветровой тени стаксель и грота. И не будет тянуть как очумелый паровоз. Особенно при сильном ветре.

Исключение. Иногда можно убирать спинакер ‘на ветер’, не увалившись, но только если вы планируете отстрелить спинакер из карабина у реи. Тогда уваливаться не обязательно. Но вас все равно брочнет, рано или поздно и баковый улетит в воду :)

На самом деле, очень легко сделать так, что бы это не произошло.

На самом деле, очень легко сделать так, что бы это не произошло.

Ремарка #2. Вынос спинакера к рее, а рею подальше от штага. Или ‘на ушко’, в простонародье

После того, как спинакер пристегнут и брас проведен через клюв реи, не спешите сразу выбирать фал. Вы себе сэкономите массу нервных клеток, если немного поможете спинакеру. И самому себе, ведь это ваши нервные клетки!

После того как рея поднята и зафиксирована топенантом реи, вам надо подвести к рее наветренный угол спинакера. ПЕРЕД тем как выбирать фал.

Для этого, выберите наветренный брас, это тот, который проходит через клюв реи. Одновременно, баковый поможет углу спинакера выйти из сумки и дойти до клюва. А после того, как угол паруса дошел до клюва, продолжайте добирать, еще метр, полтора – отведите рею на метр/полтора от форштага. И закрепите брас на лебедку.

Зачем это нужно? Что бы, когда спинакер начнет работать, рея не ушла на форштаг и не сломалась пополам. Что часто происходит, если не закрепить брас, в сильный ветер. Особенно если подветренный шкотовый тоже ошибся и добрал шкот раньше времени, тем самым заставив спинакер работать.

Ремарка #3. Наветренный шкот всегда сверху реи.

Наветренный шкот всегда СВЕРХУ реи.

Наветренный шкот всегда СВЕРХУ реи. Клик для большой фотографии.

Перед постановкой, во время Ремарки #2, добирайте наветренный шкот по мере добора наветренного браса, Если у вас двойная проводка, то есть, с каждого борта у вас пара: брас и шкот, тогда во время добора наветренного браса, так же добирайте наветренный шкот. Зачем? Что бы шкот не упал с верха клюва реи. Если шкот упадет под рею/брас, то вам будет сложно сделать поворот фордевинд под спинакером. Наветренный брас должен лежать на клюве реи а не болтаться под ней. Иначе брас не выскочит из реи, когда вы возьмете давление на шкоты, перед поворотом. Все просто :)

Так же, после поворота, когда давление несется на шкотах, доберите наветренный брас и только после этого плавно растравливайте наветренный шкот. Тогда шкот снова окажется сверху реи и браса. Чудеса!

Ремарка #4. Растяните спинакер по нижней шкаторине.

Если растянуть спинакер по нижней шкаторине перед подъемом, то вероятность 'лифчика' уменьшается..

Если растянуть спинакер по нижней шкаторине перед подъемом, то вероятность ‘лифчика’ уменьшается..

Растяните спинакер по нижней шкаторине перед постановкой, используя подветренный шкот. Это уменьшит вероятность ‘лифчика’ и позволит спинакеру подняться немного быстрее. Но не закладывайте на лебедку и не  добирайте шкот до того момента, пока спинакер не поднят до самого верха. Только после того, как топовый угол дошел до блока, доберите шкот и спинакер встанет.

Преждевременный добор шкота заставит спинакер начать работать и поднять его до топа будет сложно. Или во всяком случае меееедлееееннноооооо, пока заложите на лебедку, пока будете ее мучительно крутить, пока мачтовый вам сообщит, что уже все, пройдет еще как минимум минута. Так что не добирайте шкот раньше времени.

Ремарка #5. Заполаскивание наветренной шкаторины.

Трим спинакера. Наветренная шкаторина.

Трим спинакера. Наветренная шкаторина.

Если наветренная шкаторина не заполаскивает, спинакер работает не эффективно. Не думайте, что когда дело доходит до спинакера, то принцип крыла перестает работать. Новички часто думают, что спинакер это парус для фордака, и ветер просто толкает спинакер вперед. Это абсолютно неправильно, принцип крыла/тяги работает так же замечательно на спинакере, как и на стакселе/гроте.

Соответственно, худшее что мы можем сделать это ‘передушить’ спинакер, так же как мы можем это сделать с гротом или стакселем. Вы отлично знаете, что если перебрать стаксель или грот, то яхта встанет. Эффект катастрофический, и со спинакером все то же самое.

Растравливайте подветренный шкот пока наветренная шкаторина не начнет заполаскиваться и ‘играть’. Это ваш оптимальный угол атаки. Если наветренная шкаторина не двигается, угол атаки не оптимален.

Ремарка #6. Двойная проводка.

Пара 'брас и шкот'

Пара ‘брас и шкот’

Двойная проводка шкотов и брасов очень хорошая идея. На маленьких яхтах, где нет лебедок, например, это не особо актуально, в большинстве случаев все можно вынести на руках, а если нельзя, то лучше пить чай дома, чем быть на воде, но на больших яхтах это крайне актуально, так как делает поворот гораздо легче и позволяет менять один спинакер на другой без потери скорости.

Как это устроено. С каждого борта у нас не одна веревка, а две. Брас и шкот. Они, обычно, разного цвета. Соответственно, все вместе у нас 4 конца, брас и шкот слева и брас и шкот справа. На конце всех 4 концов, карабины. И карабин шкота прицеплен к кольцу (не к самому карабину) браса. А на самом брасе, перед карабином, вплетена шайба.

Со стороны реи (с наветренной стороны, то есть) всегда рабочий брас и нерабочий шкот. А с подветренной стороны, рабочий шкот и нерабочий брас.

Во время поворота мы берем давления на шкоты, с обеих сторон, тем самым сняв давление с браса. Если на брасах нет давления, их легко поменять местами, тем самым сделав эту часть поворота фордевинд предельно простой.

Ремарка #7. Мачтовый

Перед поворотом, если у вас не хватает рук и на вашей яхте рея переносится на другой борт через нос (dip pole gybe), а именно, поднимается вверх по мачте одним концом и опускается вниз топенантом другим концом, то тогда вы можете заранее поднять рею по мачте, тем самым сэкономив на ‘мачтовом’ матросе. Это может сделать баковый, перед поворотом, а потом опустить, после поворота. Во всяком случае, если ветер умеренный. В сильный ветер давление на рею не позволит это сделать эффективно, вам все-таки понадобится мачтовый.

Но если ветер адекватный, то тогда все что вам надо сделать это потравить топенант, баковый переносит рею на другой борт, крепит новый брас и топенант доберется в исходное положение, рея ‘в горизонте’. Ну а затем можно опустить рею по мачте, в исходное положение.

Отстреливает брас, в этом случае, баковый, у мачты, а потом уже перемещается на бак, но это относительно быстро.

Ремарка #8. Правило большого пальца

Большой палец - ваш друг!

Большой палец – ваш друг!

Перед поворотом, если баковый берет новый брас всегда той рукой, на каком борту находится брас, то большой палец руки всегда показывает как брас должен входить в клюв реи. Стандартная ошибка бакового это продеть новый брас не тем концом через клюв реи. Да и опытные баковые тоже любят так накосячить. Но есть один трюк, если всегда брать новый брас нужной рукой, то тогда большой палец будет показывать в нужную сторону. И баковый не ошибется.

Например. Мы идем правым галсом. Рея с правой стороны. С правой стороны работает брас. Мы планируем поворот фордевинд. Баковый с ЛЕВОГО борта берет ЛЕВОЙ рукой подветренный брас и идет на бак. Этот ЛЕВЫЙ брас баковый вложит в клюв ЛЕВОЙ рукой. Большой палец ЛЕВОЙ руки будет показывать вперед, в сторону паруса. Ошибиться сложно!

И наоборот, если новый брас справа, то берем правой рукой и идем на бак. И так далее.

Ремарка #9. Разбейте поворот на 3 четкие команды

Слаженная работа экипажа, путь к хорошей карме!

Слаженная работа экипажа, путь к хорошей карме!

Команды на борту должны быть четкие :)

  • Команда 1: ‘К повороту, иииии Раз’
  • Команда 2: ‘Ииии Два’
  • Команда 3: ‘Ииии Три’

И нас счет ‘Три’ поворот будет блестяще выполнен, гарантируем. Ну а кто и что делает на ‘Раз’, на ‘Два’ и на ‘Три’, это тема целой отдельной, следующей статьи. Читайте в ближайшем будущем на страницах Кабестана. Лучший способ научиться – приехать на недельный буткамп, где мы с утра до вечера делаем именно это. См. Гоночный Ликбез (с)

Ремарка #10. Почтовый ящик.

Почтовый ящик. Немного дольше, но более результативно и предсказуемо!

Почтовый ящик. Немного дольше, но более результативно и предсказуемо!

Это не то, что вы подумали, писать письма на Шаболовка, 37, не обязательно. Это так метод уборки спинакера называется, он работает в любой ветер и прощает ошибки неопытного или нерасторопного экипажа.

Основная проблема с уборкой в том, что если быстро не убрать спинакер, то он может опять надуться, вырваться из рук экипажа, улететь в воду, яхта на него может наехать, намотать на винт и так далее, да и вообще, лучше конечно до этого не доводить. Это часто происходит, если экипаж а) не уваливается перед уборкой, б) не ставит сначала стаксель г) не использует способ ‘Почтовый ящик’.

Кстати название это калька с английского ‘Letterbox’.

Что нужно сделать? Провести с подветренной стороны брас (он не работает, в двойной проводке, с подветренной стороны, у нас работает шкот), так вот, провести этот брас между гиком и нижней шкаториной грота. И при уборке, тянуть за этот брас, тем самым втягивая спинакер между гиком и гротом, в щель. Тем самым, схлопывая его раз и на всегда. Вероятность, что вы упустите спинакер – минимальна.

Ремарка #11. Требуйте добора после отстрела

При повороте фордевинд, если после отстрела браса, шкотовый быстро выберет несколько метров наветренного шкота и немного потравит подветренный, то тогда после поворота спинакер окажется на правильной стороне яхты, на подветренной, и соответственно никогда не намотается на штаг. как часто случается, когда спинакер вдувается между форштагом и мачтой.

С двойной проводкой, во время поворота, спинакер несется на шкотах. Если после отстрела сильно добрать наветренный шкот, то спинакер растянется на наветренной стороне. А так как, в это время, происходит непосредственно сам поворот, то он тут же окажется на подветренной и начнет работать. И не намотается. Метра полтора-два добора шкота должно хватить на 40-футовой яхте.

Простой способ добавить порядка в хаос поворота и деморализовать соперника!

Заключение

Мы надеемся, что наши советы помогут вам достичь дзена. Если вы хотите максимально быстро и максимально качественно научиться гоняться, ждем вас на наш мега-курс ‘Гоночный Ликбез (с)‘. Удачи!

Награждение команды Кабестан, Rolex Middle Sea Race 2015, Coastal Race

Награждение команды Кабестан, Rolex Middle Sea Race 2015, Coastal Race

 

Подписаться на рассылку наших новостей можно здесь: http://eepurl.com/Owf-X. Если вам интересно, расскажите друзьям.

19 Comments

  1. Здравствуйте!Статья отличная, только немного напутали с рисунком “Большой палец – друг человека”!!))

    С уважением,
    Михаил.

    • Да, сложная картинка, голову сломаешь, это вид спереди яхты, с носа, вроде правильно :) Надо будет художника подключить, мои способности явно ограничены :)

      • Если это вид с носа, то рука должна быть левая)), так, как мы стоим лицом к корме, справа – левый борт, слева – правый, а у Вас чётко написано – какой борт, такая и рука!!)) Поменяйте руку и всё будет в порядке!!))

        • О! Точно, левая, а на картинке правая!!!! Я ж говорю, художник нужен :) Сейчас что-нибудь сообразим

          • На мой взгляд- проводка правильная, хотя и не соответствует описанию.

  2. Кстати о командах!!)))На каком-то сайте говорили с Фадеевым о командах, и он собирался опубликовать свою версию)) Было бы очень интересно. На мой выпуклый военно-морской глаз – в этой области нет чёткости и ясности)) У меня разработана своя система команд, которая применяется при выходах, но это команды на русском языке.

    С уважением,
    Михаил.

  3. Приветствую!
    Поскольку я уже прошел курс “Гоночного ликбеза”)) хотел бы уточнить:
    1. в ремарке #6 – ” … карабин шкота прицеплен к кольцу (не к самому карабину) браса.”
    Судя по картинке в ремарке #3 – карабин браса прицеплен к кольцу шкота.
    2. в ремарке #7 -“… опускается вниз топтанном другим концом”.
    Топенантом?

    • Александр, спасибо! Ага, топенантом, подправил! В #3 необорот, да, перерисуем :)

  4. На фото к #6 и шкот и брас прицеплены к кольцу ОДНОГО карабина (а не “карабин шкота к кольцу карабина браса”)…может это и правильно – не понятно зачем второй карабин?

    • Да, на картинке упрощенный вариант. Вопрос очень правильный, два карабина лучше так как а) без второго карабина сложно/невозможно сделать peeling (смена одного спиннакера на другой в гоночном режиме) и б) открепить ненужный брас в ОЧЕНЬ слабый ветер, что очень важно. Так что да, правильный вопрос.

  5. Ремарка10 способ возможен, только если грот не соединён с гиком посредством ликтроса с ликпазом, а таких яхт меньше.

    • Неа, не согласен, в гоночном мире таких яхт вообще нет. В крузерном да, встречаются, но там обычно спинакер остается в кисе в дальнем ящике :)

  6. Так я об этом и говорю. Значит, для нормальных гоночных яхт этот способ не применим. Только, если в регате участвуют круизёры.

    • Мы друг друга запутали, Владимир, я говорю, что в гоночном мире, яхт где нижняя шкаторина грота входит в ликпаз на пике – не существует. Ибо невозможно контролировать грот по нижней шкаторине. Вариант с ликпазом я видел только на крузерных яхтах. Так что способ, как раз для гоночных яхт 100%.

  7. Наветренный брас должен лежать на клюве реи а не болтаться под ней. Иначе брас не выскочит из реи, когда вы возьмете давление на шкоты, перед поворотом.

    а это как? шкот наверно должен быть сверху, поскоку брас уже в клюве. иначе он заклининт палку при дергании за релиз-веревку и будем туча мата

    • Да, совершенно верно, если шкот под реей, то когда мы берем давление на шкот, рея оказывается задавленной между брасом и шкотом, и соответственно рея не может отсоединиться от браса. Мат :)

      • ну тогда добавлю ещё по той же картинке – я обычно цепляю брасс к спинакеру, а шкот – к бейлу браса, наоборот чем как на картинке. при такой конфигурации шкот легче ложицца на палку при его “заковбоивании” перед поворотом. потому как по любасу в гонке он слетит с реи, да и при повороте не уследить за тем что б он аккуратненько лёг на палку. а вот если брас к шкоту цеплять, будет нелегко перекинуть его из под палки ловким броксом.

  8. Большое спасибо за ремарки! Супер! Сделайте, пожалуйста, ремарку про Chinese Gybe. Почему может случиться, что делать чтобы не случился и что делать если все-таки случился.

    • Спасибо за отзыв, обязательно напишем!

Shares